На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Совсем не детская сказка: тайны «Снежной королевы»

Совсем не детская сказка: тайны «Снежной королевы»…

С чего бы начать… С малоизвестного факта, что феномен Ганса Христиана Андерсена до сих пор не объяснён. Как мог детский писатель первой половины XIX века, живущий на датских задворках Европ… стать классиком мировой литературы ещё при жизни?

Искусствоведы ответят: сам писатель не называл свои творения просто сказками. Всегда добавлял — «и истории». А в письмах друзьям подчёркивал: очень сложно увязать житейские повествования с философией, религиозностью и собственной фантазией.

Все советские времена мы восхищались крайне усечёнными и отредактированными версиями всех сказок Андерсена. Не зная, что оригиналы каждой из них были… насквозь пронизаны верой в бога. Если читать аутентичные тексты сегодня, вообще диву даёшься: это же неприкрытые библейские повествования! Особенно произведения, которых дети и взрослые СССР в глаза не видели, — «Райский сад», «Ангел», «Сон», «Кое-что» и «Колокол».

Именно поэтому «божественное начало» тщательно купировали советские книжные редакторы, нередко кардинально меняя смыслы произведений великого датчанина. А наиболее показательным является бессмертная «Снежная королева». Сам Ганс Христиан был в раздумьях, не зная,как произведение преподнести. Не то детской сказкой, не то взрослым нравоучительным повествованием.

Но вышло гениально. Просто и сложно, наивно и взросло, для младенца и убеленного сединами философа…

Богословский переплёт.

Несмотря на атеистическую направленность канала, готов рассказать Читателю настоящую сказку «Снежная королева», в её оригинальном замысле. Она состоит из семи рассказов. В первом говорится «о волшебном зеркале и его осколках» и «жил-был злющий-презлющий тролль». Он заложил в предмет чары, способные доброе и прекрасное обращать в плохое и безобразное. Это абсолютно детская составляющая произведения.

Но вот волшебное зеркало троллей разбилось, некоторым людям осколки попали в сердце, превратив его в кусок льда. Эпизод выглядит так в оригинале: ученики злого скандинавского персонажа захотели посмеяться «над ангелами и самим творцом». То есть, никакой мифологии национальной уже нет — появляется отчётливый образ дьявола с его учениками — чертями.

Более отчётливый библейский мотив наблюдаем во втором рассказе: Кай и Герда любили ходить друг к другу в гости, сидеть на скамеечке под розами. Однажды «девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах».

«Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, — им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос».

Символ розы — это навязчивая христианская доктрина в изобразительном искусстве. Хотя католицизм первых веков всячески сопротивлялся цветку, но его назначили «райским, символом чистоты и святости». Позже роза становится символом Богородицы, образ рисовали в Эдемском Саду, окружённый именно розовыми кустами. Ещё позже красная роза стала символом крови Христовой.

Терновый венец с розами (Иллюстрация из открытых источников)

Итак, в жизни счастливых Кая и Герды появляется Снежная королева, которая коварством увезла мальчика в своё холодное царство. То есть, смысл понятен: из мансарды с розами (божье царство, рай), где счастье наполняет детские сердца — в ледяной мрак ада, где нет места любви и состраданию. Вот оригинальный текст эпизода, как Снежная королева похищает Кая:

«Вот они выехали за городские ворота. … Кай громко закричал — никто не услышал его! … Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения».

Потом наступает череда исключительно детских захватывающих историй: Герда отправляется искать названого братца, преодолевает трудности. Находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец, смягчает черствое сердце Маленькой разбойницы и добирается до Лапландии… Это всё нам оставили без советской атеистической редактуры.

Толкователи сказки скажут: босая Герда без рукавиц на трескучем морозе напоминает о страданиях Христа, несущего свой крест на Голгофу и так далее. Через долгий путь страдания и самопожертвования — очищает мир и спасает души человеческие. Не буду спорить, поскольку христианский мотив сказки очевиден.

Но вот… показались чертоги Снежной королевы, Герда увидела передовые отряды королевского войска. Тут опять нужно читать изъятый кусок текста — в нём Герда обращается за помощью к богу, читает молитву «Отче наш». Из тумана стали появляться:

«маленькие, светлые ангелочки, которые ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках…. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

В седьмом рассказе наша героиня вновь прибегает к спасительной силе молитвы:

«Входя в огромные ворота, … она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Слезы Герды растопили сердце Кая, он взглянул на нее, и она запела: «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа!».

И напоследок, в самом финале, вернувшиеся домой повзрослевшие дети первым делом встречают бабушку, которая громко читала Евангелие:

«Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!».

То есть, один из слоёв этой поучительной истории (как и чём должно побеждать христианское добро) — абсолютно религиозен.

Личный переплёт.

Сам Ганс Христиан Андерсен всегда говорил: «Снежная королева» — сказка всей моей жизни. Почему так? Начинается всё с воспоминаний детства. Прототипом Герды послужила соседка маленького Ганса Христиана по имени Лисбет. Озорная, белокурая, голубоглазая. Он всегда называл её сестрой. Во время острых приступов неврастении зрелого возраста часто начинал рисовать в дневнике её портреты, писать короткие признания в любви.

Историки жизни Андерсена утверждают: Лисбет была первой внимательной слушательницей, ценительницей и поклонницей литературного дара будущего великого писателя. А образ «Снежной королевы» родился в голове сказочника после встречи в 1840-м с обворожительной оперной дивой Йенни Линд. После знакомства он написал в дневнике «Я люблю!».

Певица была абсолютно равнодушна к неуклюжим ухаживаниям мастера, тем самым сформировав образ ледяной, бесчувственной красавицы. В черновиках великий сказочник несколько раз допускал описки, называя Снежную Королеву — Ледяной Девой. Это старинный скандинавский персонаж из глубоких народных преданий означал саму Смерть. Один её поцелуй обращал сердца в лед или холодный камень.

Йенни Линд, прототип Снежной Королевы (Иллюстрация из открытых источников)

Политический переплёт.

Итак, эта «рождественская история» (как назвал сказку сам автор) была опубликована 21 декабря 1844 года. Сразу привлекла внимание не сколько детей… а умудрённых жизнью теологов, богословов и даже философов. В то время яростно кипела нешуточная борьба между революционерами-мыслителями эпохи нового Просвещения и уставшими от всей этой «наполеоновщины» столпами литературного романтизма.

Главная цель которых была простой — остановиться, не рваться безудержно вперед. Мол, мир во всём своём безграничном многообразии — это единое, почти живое существо. Всё реже произносилось словосочетание «наполненное божественной силой», но подразумевалось именно это. Противостоял мирному и уютному миру романтизма — окрепший эгоизм, индивидуализм и анархизм, отвергавший религию и мораль строго научными методами.

Ганс Христиан Андерсен, едва написав сказку… получил несколько гневных писем из университетской среды Копенгагена, Стокгольма, Лондона и Берлина. Его витиевато обвиняли в том, что он… вмешался в жаркую борьбу науки и угасающего мракобесия христианства.

Вот это был заход! Детишки ещё не успели выразить свой восторг финалом сказки и впитать библейские смыслы, а взрослые дяди начали любимые разговоры «за политику»! Особенно когда нелюбимая всеми Европами реакционная Российская Империя издала «Снежную королеву» большими тиражами. На деньги… Священного Синода и ряда меценатов православного толка, кстати. Произведение было полностью одобрено Церковью к изучению во всех церковно-приходских школах!

Так появился другой смысл в толковании образа Снежной Королевы. Теологи назвали эту небывало надменную, холодную и бесстрастную интеллектуалку — воплощением бесовкой Науки, которая своей строгой геометрией форм и практичностью завоёвывает сердца несчастных христиан. Как восторгается в ледяной версии ада точностью расчётов и конструкторским совершенством снежинок несчастный Кай!

Начав испытывать к «райским цветам» (розам) стойкое отвращение, зато готов потратить бесконечность на «игры разума» в ледяных чертогах повелительницы зимы. А что… цена велика, Королева обещает сделать его повелителем мира. Вот и погрузился мальчуган в познание мертвящих сердце и ум идеалов, полностью подчинив Науке свои человеческие чувства.

Дети на эти описания волшебного мира ледяной Науки внимания не обращали, им гениальный сказочник подсунул более простое объяснение — Кай повёлся на подарок, обещание надменной Королевы выдать ему коньки. Но умные дяди поняли, что означает «вечность». Математика, безупречное хладнокровие ума…

Вот такие дела. Кто мог подумать, что сюжет для маленьких читателей о вечной борьбе добра со злом, насквозь пронизанный библейскими истинами и побуждениями, … вызвал столь неоднозначную реакцию интеллектуальной элиты.

Хотя… дело куда проще выглядит, наверное. Сами придумали, сами начали бороться. Но столь пристальным вниманием к скромной персоне датского детского писателя — создали ему бешеную популярность, подарили мировую славу.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх