На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Почему византийцы называли древних тавров Крыма – русами?

Крым, Таврида! Эти территории, оказавшиеся на стыке путей миграции древних племен, вызывают неубывающий ажиотаж и среди современников.

Этот полуостров, в силу своего стратегического положения не мог не стать местом столкновения интересов самых разных фигурантов. Его исконное заселение каким-то одним народом бесконечно оспаривается многочисленными последующими случайными «гостями» этой территории. В числе которых и новообразованное в 1990-е годы государство Украина, случайно оказавшаяся более двух десятков лет обладателем упавшего с неба подарка от Никиты Сергеевича Хрущева. Так, кто же издревле обитал в Тавриде? Кто истинные автохтоны полуострова Крым?

           Карта Крымской автономной республики (АССР) 1922 года

Истории известны коренные обитатели Крыма тавры. От них пришло и имя полуострова Таврида. Кто эти тавры? И куда подевались, если подевались?

Немного греческой мифологии.

По словам Льва Диакона со времен Троянской войны (около 1260 г. до н. э.) активного ее участника Ахилла называли тавро-скифом. В ряде источников не без оснований полагается, что Ахилл имел к предкам славянам не самое последнее отношение. Какую-то часть русов, а позже и славян греки без обиняков звали «скифами». Обращает внимание на себя и внешность Ахилла – светло-русые волосы, голубые глаза. Но о славянах той поры история умалчивает. Однако его выделение из среды троянцев, противопоставление его грекам своим скифским происхождением, дает определенное представление о том народе, который он представлял.

                                        

Он был скифом из города Мирмикиона, у озера Меотиса (ныне Азовское море). Известно, что скифы изгнали его за необузданность, вспыльчивость и жестокость.

Греки в своих источниках неизменно связывали имя Ахилла именно с черноморским побережьем. И еще во времена Овидия (1 век до н.э. – I век н.э.) Северное Причерноморье продолжало называться Ахилловой землей. Там также почитались Аполлон и Артемида.

Так, в древнегреческой эпической поэме «Кипрские сказания» («Киприи») упоминается о перенесении богиней Артемидой, невесты Ахилла, которую звали Ифигения, к таврам. Стало быть, приход тавроскифа Ахилла в Малую Азию, в Троаду с его родины, Тавриды – это факт исторический, .

Интересно упоминание у Льва Диакона Калойского о том, что руссы приняли от товарищей Ахилла некие эллинские таинства. Об этом шла речь в его рассказе о русско-византийской войне Святослава. Что за таинства? Так, в «Илиаде» описано погребение Гектора. Там говорится о тризне и погребальном костре. Это действие до мелочей согласуется со славянскими погребальными обрядами, имевшими место вплоть до Х-ХII веков н.э. Где тризна у славян – это было поминовенье усопших, и пиршества при этом. Наиболее известно это действо в описании Ибн-Фадлана IX века, где описано погребение «русса» в войске Святослава под Доростолом. Там то же трупосожжение с жертвами и возлияние вина. Тризной при погребении воина известны были и скифы.

Откуда пришло имя «тавры», давшие впоследствии название Таврида? Куда ни кинь взгляд, безапелляционно – из греческого «tauros (таурос)»! Но греки в Тавриде были пришельцами и имя местных обитателей, обозначавшее поклонников быка, переписали на свой лад – tauros (тавры). Да и названия Таврида – греческое. А как его называли коренные обитатели Крыма? Да просто, по-русски «тур»! Название, очевидно, восходит от местного, не греческого корня.

Да, и Владимир Даль в своем словаре, не дает на эту тему долго фантазировать:

ТУР м. стар. дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. «Храбр бо бе, яко и тур; Буй тур Всеволод».

Кстати, в Европе, где только у латинян «тавры» были «tauras», именно доисторическое имя дикого быка – Тур вошло в местную топонимию. Например, город Тур во Франции, да и итальянский Турин – из той же серии. Села Тур в Смоленской области, и на Волыни. Или две древние деревни Тур в Польше, упоминающиеся еще в 14 веке. Причем, поляки это объясняют также: «Название деревни происходит от тура – вымершего млекопитающего, ранее жившего в окрестных лесах».

До сих пор в Беловежской пуще еще сохраняют это животное под именем "зубр".

А вот, например, имеем горную цепь на юге Анатолийского полуострова (Турция) по названием Тавр, так же, как горы Крыма. В латинском написании Taurus. А на турецком название звучит как Toros Dağları или Торосские горы. И в это названии также мы видим древнейшее имя Тура – дикого горного быка. А не получили ли горы это название от изначальных обитателей Малой Азии – ариев (индоевропейцев), в языке которых такое обозначение дикого быка, как ТУР, имело значение? И горы были Туровы, жители изначально – «туры», и страна изначально – Турия.

           Горы Тавр (Toros Dağları ) на Анаталийском полуострове

Вернемся к Крыму. Значительно более поздние византийские авторы, упоминая о населении горного Крыма, не мудрствуя лукаво, называли его «скифским» или «тавроскифским». Но также широко было распространено и имя «русы», или «россы». Значит ли это, что им было что-то известно на этот счет?

Видимо, византийцы с «росами» соприкасались непосредственно. Более того, по словам А.Г. Кузьмина в ряде источников «росы» упоминаются даже до «призвания» варягов-руси.

«Так, византийский писатель XIV в. Никифор Григора упоминал о «русском» князе при дворе Константина Великого (IV в.). В эпоху Константина Великого «русским» князем могли титуловать кого-то из ругов или росомонов, которые перемешивались в движениях с северо-запада на юг и юго-восток и с востока на запад. Поэт Манасия (XII в.) называет русов в числе участников нападения под эгидой аварского кагана на Константинополь в 626 г.» [А.Г. Кузьмин. Начало Руси].

В истории сложилось традиционное представление о коренном населении Крыма, таврах, как о народе «хорошо известном, в высшей степени диком и грубом». А поэт Манасия собственно тавров и отождествлял с русами. Прямыми наследниками тавров Георгий Амастридский в «Житии» также называет русов.

Византийские авторы, называя Русь (Рос) таврами, тавроскифами, скифами, отмечали, что народ «рос» дикий и грубый. Имели, видимо, опыт общения с этим народом при нападениях, позволяющий убедиться в своей правоте.

Так, у хронистов Скилицы и Кедрина в связи с событиями середины XI в. сообщается, что «на все, находящееся внутри Эвксинского понта, и на все его побережье нападал русский флот (народ же рос — скифский, живущий у северного Тавра, дикий и грубый), и на самый царствующий град навлекли они страшную опасность». [А.Г. Кузьмин. Начало Руси]

Глубокие археологические и источниковедческие исследования приводили еще советских ученых к логичному выводу о том, что руссы были обитателями Тавра. В этом плане показания византийских и восточных источников являлись достаточно убедительными. Например, византиец Лев Диакон прямо отождествлял воинов русского князя Святослава с потомками тех росов, которые жили у Боспора Киммерийского в Крыму.

Так, А.Н. Насонов [История русского летописания XI – начала XVIII века. М., 1969] писал:

«Не подлежит сомнению, — заметил он, — что в IX в. как у византийцев, так и у арабов с представлением о «руссах» связывалось представление о Тавриде: руссов они представляли себе обитателями Тавра….

…в IX в. как у византийцев, так и у арабов с представлением о «руссах» связывалось представление о Тавриде: руссов они представляли себе обитателями Тавра».

Еще один советский историк и археолог Д.Л. Талис в 1974 году в журнале Советская Ахеология писал:

«В соответствии с греческими и арабскими письменными источниками и данными топонимики можно утверждать, что не позднее во всяком случае первой половины X в. в Западной и Восточной Таврике, а также в Северном и Восточном Приазовье обитал многочисленный и известный своим соседям народ, который византийские авторы называли росы, тавроскифы, скифы или тавры, а арабские писатели — русы». [Росы в Крыму. Сов. Арх. 1974. №3].

Так что, отождествление «руси» во многих памятниках X–XII веков с таврами или тавроскифами не может не обратить внимания на реальной древнейшей их преемственности. Но это и период, когда на сцену уже вышли многочисленные славянские племена. Под именем «скифы» они, по словам А. Кузьмина в VII веке противопоставляются «неистовым тавроскифам».

Так или иначе, имя тавров в истории не затерялось. Их увязывание современниками-византийцами с русами или россами может подчеркнуть только то, что земли Крыма были с далекой древности освоены теми, кого греки звали таврами и скифами, а византийцы русами.

Тавры оказались замеченными и на восточной стороне Альп, но уже под именем «тавриски» и там же, совместно со славянами нориками, они входили в состав государства Норик. Это еще раз подтверждает, что и те, и другие, были не чужими друг другу. Но это уже другая история.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх