На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Вечный Жид: бессмысленность смыслов этой странной истории

Вечный Жид: бессмысленность смыслов этой странной истории…

Попробуем сегодня препарировать один из самых загадочных персонажей мифов Средневековья, Вечного Жида. Напомню одну из главных легенд: когда римские легионеры по приказу Понтия Пилата вели на казнь измученного Иисуса, несчастный попросил разрешения у иудея-сапожника опереться на стену его дома, чтобы немного отдохнуть. Тот начал всячески оскорблять и смеяться над Христом, произнеся:

«...я дам тебе отдохнуть на обратном пути, жду твоего возвращения...».

Это такой «чёрный юмор» был: мол, настоящий Сын Божий обязательно воскреснет, вернется живёхонький после распятия… тогда и отдохнёт. За такие шуточки Иисус обрёк сапожника на вечное скитание по миру, чтобы поискал тогда собственного Спасителя. А вдогонку оснастил юмориста бессмертием, чтобы муки поисков длились вечно:

«И не будет у тебя дома родного и везде будешь ты чужим и гонимым отовсюду, где бы ты не находился...».

Вот отсюда родился эпитет «Вечный Жид», обречённый вечно искупать свой грех до второго пришествия. Когда ему исполнялось ровно сто лет, он возрождался вновь тридцатилетним скитальцем, чтобы продолжить свои бесплодные поиски. Звали несчастного Агасфер.

А первые упоминания о «Вечном Жиде» появились ещё в IX веке, став популярной историей в 1602 году, когда вышла книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер».

Проверим источники.

Первое свидетельство о Вечном Жиде читаем в «Леймонарьоне», сборнике историй VI века от Иоанна Мошаса из Дамаска. Он клянётся, что как-то встретил одного монаха с оборванным эфиопом, который сказал ему:

«Я тот, кто Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу».

Самое раннее европейское упоминание о Вечном Жиде находим в Хронике аббатства св. Альбана, которую старательно скопировал (и дополнил) Матвей Парижский в 1228 году. Поведал её:

«...некий архиепископ из Великой Армении прибывший в Англию, дабы увидеть реликвии святых и посетить святые места королевства, как он делал в других странах».

Не буду постить всю историю дословно, смысл такой: с грамотой Папы римского армянин-архиепископ попал в аббатство Святого Альбана. Настоятель попросил его поведать восточные истории об Иосифе,

«...о котором много говорили в мире, будто он присутствовал при муках Господа и говорил с ним, и который всё ещё жив в доказательство христианской веры».

Неожиданно один из рыцарей свиты архиепископа, который выступал переводчиком, сказал:

«Мой господин хорошо знает этого человека, упомянутый Иосиф ел за столом моего господина, архиепископа Армении, часто с ним виделся и разговаривал с ним».

После идёт общеизвестная история: Синедрион передаёт Иисуса на суд Пилату, тот не находит состава преступления и возвращает проповедника обратно. Но евреи устраивают безобразный скандал, прокуратор Иудеи освобождает преступника Варавву и передаёт Синедриону Христа, чтобы именно они его распяли.

«Когда же люди потащили Иисуса прочь и достигли двери, Картафил, привратник в зале суда, служивший у Пилата, нечестиво ударил Его рукой по спине и сказал с насмешкой: «Иди быстрее, Иисус, иди, чего медлишь?» А Иисус, обернувшись к нему, строго ответил: «Я пойду, а ты будешь ждать, пока я вернусь».

Так и повелось, этот тридцатилетний Картафил всё ещё ждёт возвращения господа, через каждое столетие обращаясь в своё прежнее физическое состояние. Мало того, был крещён в христианство легендарным Ананией вместе с апостолом Павлом и стал большим подвижником новой веры.

Бродит по всем восточным странам, с радостью принимаем всеми тамошними епископами и прелатами, даже «государями сарацин». Сам по себе человек «очень мудрый, благочестивый, верующий, немногословный и осмотрительный в своём поведении».

«Он отвергает все подарки, которые преподносят ему, довольствуясь малым количеством еды и одежды. Он надеется на спасение, поскольку согрешил по неведению, ведь Господь во время мук Его молился за врагов Своих, прося: «Отче! прости им, ибо не знают они, что делают».

Филипп Муске, впоследствии ставший епископом Турне, в это же время пишет свою рифмованную Хронику (1242 год), в которой приводит похожий рассказ от лица этого армянского архиепископа. Больше сведений о Вечном Жиде нет до XVI века.

Вдруг всплывает история, как этот бессмертный персонаж помогает некоему ткачу по имени Кокот в поисках сокровища, спрятанного в королевском дворце в Богемии в 1505 году. Опять наступает документальная тишина…

Продолжение история получает… на Востоке, уже в мусульманской литературной традиции. Неизвестный автор спутал Вечного Жида с пророком Илией (называя Зериб Бар Элия). В начале XVI века он явился к полководцу Фадилу после захвата мусульманами города Элван. Когда воин начал читать молитвы, повторяя «Аллах акбар»... то стал слышать как бы... эхо.

Или кто-то повторял эту фразу в кромешной мгле ночи следом за ним. Это оказался лысый старик с посохом в руке, очень похожий на дервиша. После учтивого приветствия Фадила спросил у этого человека, кто он. На что незнакомец ответил:

«Я здесь по воле Господа Иисуса, который оставил меня в этом мире, чтобы я жил, пока Он не придет на землю второй раз. Я жду того Господа, который является Источником Счастья, и по воле Его живу по ту сторону горы».

Если условно придерживаться хронологии, то после явления мусульманину — Великий Жид опять возвращается в Европы, его в 1547 году опять наблюдали, судя по рассказу Пауля фон Эйцена, доктора богословия и епископа Шлезвига. Он сообщал, что ещё студентом как-то наведался в Гамбург к семье. На дворе была зима 1547 года.

На воскресной службе заметил в церкви странного человека, высокого, с длинными ниспадающими на плечи волосами. Тот стоял подле кафедры и очень внимательно наблюдал за происходящим богослужением:

«Когда упоминалось имя Христа, он низко кланялся, вздыхал и бил себя в грудь. Несмотря на зимний холод, всю его одежду составляли штаны, разодранные понизу в клочья, и куртка с поясом. На вид ему было лет пятьдесят».

Один из прелатов шепнул другому, мол: многие люди (даже с титулами и научными степенями) видели этого человека в Англии, Франции, Италии, Венгрии, Персии, Испании, Польше, Московии, Лапландии, Швеции, Дании, Шотландии и многих других местах. После службы Пауль фон Эйцен разыскал странного путешественника и хорошенько расспросил его.

Оказалось… это тот самый еврей-башмачник из Иерусалима, свидетель евангельских событий последних дней Иисуса. Он рассказал именно ту самую историю, которую мы сегодня знаем, снабдив её кучей подробностей. Не поверив, Пауль фон Эйцен пригласил Вечного Жида к ректору школы Гамбурга, и тот устроил форменный исторический допрос:

«...начал задавать ему вопросы о событиях, произошедших на Востоке со времен смерти Христа. Незнакомец смог дать им ещё больше сведений, так что нельзя было не поверить в правдивость его рассказа».

Другое описание Вечного Жида оставили немцы, когда в 1575 году послы при испанском дворе (Кристофер Краузе и Якоб фон Гольштейн) вернулись домой в Шлезвиг и поклялись под присягой:

«...что встретили того самого таинственного человека в Испании, в Мадриде, и что по внешнему виду, образу жизни, привычкам, одежде он был таким же, как в Гамбурге».

Вечный Жид появился в Любеке в 1601 году, в 1604 году — в Париже, потом через несколько лет — в Наумбурге. В 1640 году о нём подробно рассказали приходскому священнику два бюргера из Брюсселя. А в 1642 году он посетил Лейпциг и согласно «Истории Стамфорда» Пека — в Троицын день 1658-го — и Стамфорд. Ещё одно подробное описание датируется 22 июля 1721 года, когда Жид почтил своим присутствием Мюнхен.

Все истории (записанные образованными людьми и церковными прелатами) говорят: Вечный Жид очень положительный персонаж, благочестивый и скромный. Если просят, с глубоким знанием свидетельствует о Христе, глубоко раскаивается о своём поступке в Иерусалиме в начале новой эры. Но ничуть не стеснён своим нынешним положением, считает за благо путешествовать «во славу имени Его».

А в простонародье бродят с XV века совсем другие сказы, мрачные и жестокие. В землях Италии и Сицилии Вечный Жид ходит вокруг «столпа в подземелье нагой и заросший», спрашивает всех входящих к нему: «Идёт ли уже человек с крестом?»

Другие истории.

Само собой, множество историй были переписаны из гамбургского источника Пауля фон Эйцена 1547 года, снабжены собственными подробностями и фантазиями. В Англии XIX века совершенно точно выявлены шарлатаны, которые прикидывались Вечным Жидом. Даже попадали в лапы профессуры богословских факультетов Кембриджа и Лондона некоторые, где легко разоблачались.

Итак, в основе всех историй лежит некое событие. Реальное или мифическое — неизвестно. Но совершенно ясно одно очевидное толкование истории: еврей Агасфер является олицетворением целого народа, который скитается по земле. Уподобившись Каину, запятнанному пролитой кровью брата. Не может умереть или исчезнуть, пока не свершится пророчество. А там… либо будет богом прощен, либо сгинет.

Так? Да не так… Поскольку толкование не соответствует основным эпизодам истории. Еврей-башмачник во всех рассказах становится кающимся грешником и ревностным христианином. Большинство преданий говорят немыслимое — этот несчастный скиталец повсеместно отказывается от денег.

Если силком навязывают, немедля раздаёт монеты нищим. Довольствуется лишь куском хлеба, глотком воды, минимумом одежды во всех без исключения историях. Очень странный еврей… в то время как о жадности его соплеменников бродят устрашающие истории.

Восточные исследователи раскопали похожую ближневосточную легенду, но её застолбили за собой… цыгане. Они тоже заслужили проклятие бога, обречены скитаться до скончания мира, как-то раз отказав дать приют Деве Марии с младенцем Христом во время их бегства в Египет.

Вполне убедительны буддисты, рассказывая историю о некоем Пиндоле, которого Будда приговорил к бессмертию за его высокомерие, сказав:

«пока существует мой Закон, ты не попадешь в нирвану».

Древнегерманские предания тоже знают о вечном скитальце, Диком Охотнике. Родом он из лесов Швабии, знаменит своим волшебным кошелём, где лежит «вечный грош», возвращающийся к хозяину каждый раз, когда его потратят. Позже легенда нашла адресата — евреев. Без роду и племени, скитальцы… с всегда полной мошной нескончаемого золота.

Скандинавы говорят: Дикий Охотник вышел из германской мифологии о боге Вотане (Одине), отбившись от армии мертвецов, сопровождавших Одноглазого. Начал охотиться в одиночку по ночам на путников, принося им несчастья.

В горах Гарца Дикий Охотник — пришелец с Востока, даже еврей иногда. В христианских вариациях предания он не позволил Иисусу напиться из реки (либо поилки для скота), презрительно порекомендовав это сделать из отпечатка лошадиного копыта, в котором скопилось немного воды.

Но в языческих легендах Дикий Охотник — олицетворение грозы. От Швейцарии до западного побережья Франции живо поверье: внезапный грохот бури в ночи — это его поступь. Он тоже проклят, как Великий Жид, будет ходить по границе земли и неба до скончания мира.

Читая Евангелия

Опытный богослов вам скажет: некий намёк существование Вечного Жида можно в тексте Нового Завета:

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем».

Доминирует точка зрения, что Христос говорил о разрушении Иерусалима и своём втором пришествии. Но это крайне поверхностное толкование, чтобы избежать трудностей, поскольку текст рваный, зияет изъятиями или неверными переводами в этом месте. Пересказ Луки явно относится к другому событию, попаданию в небесное царствие на Суд:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и Святых ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие».

Читаем правильно, хотя стих выглядит пустопорожним обещанием об очень-очень скором возвращении Христа (Сыне Человеческом), которого увидят его современники (так и трактовали вплоть до XVII века). Представим, сказано было… вдолгую. Тогда получается, будто один или несколько человек не умрут, пока Христос не придёт вновь.

Трудно судить о первоначальных, синоптических строках… но есть такое подозрение: именно это подразумевалось. А поскольку разрешено свыше кое-что истолковать самостоятельно, тем и займёмся, ибо сказано:

«Много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей».

Другой намёк на неких бессмертных и загадочных свидетелей можно найти в пророчестве: они должны появиться в богатые апокалипсическими событиями «последние дни истории мира», чтобы подтвердить истину Евангелия перед противниками христианства. Предположительно, речь идёт о святом Иоанне Евангелисте, о котором Христос сказал апостолу Петру:

«Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?».

Ряд богословов назовут другие имена — Илия или Енох. Тоже евреи, кстати. Но вполне может статься, это наш Вечный Жид. Хотя исторических данных о персонаже нет, но факт остаётся фактом — некий бессмертный человек действительно существует и бродит по земле, готовый рассказать правду об Иисусе в последние дни мира.

Выводы

пора делать. Главная странность этой истории — огромный временной разрыв между первым сообщением Матвея Парижского и шквалом литературы о Вечном Жиде после XVI века. Тему развивали абсолютно все значимые летописцы, хроникёры, мыслители и литераторы, фамилии можно перечислять бесконечно.

Еврея Агасфера талантливо изобразил в гравюрах Густав Доре, вдохновил композитора Жака Галеви и либреттистов Эжена Скриба и Сент-Жоржа на создание оперы «Вечный Жид».

Варианты легенды путают исследователя. То Агасфер — враг Христа (но главный свидетель о Христе), грешник с неискоренимым заклятьем. То голос бога и вечное напоминание об исправившемся язычнике, в своём покаянии являющийся добрым знамением и надеждой. Ничего не понятно.

Легенда о Вечном Жиде… пожалуй, единственный в истории человечества «двойной парадокс» в структуре легенды, когда моралистический вывод не сделан окончательно. Тёмное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие оборачивается проклятием, а проклятие — милостью искупления.

Можно наговорить кучу витиеватых метафор и цветистых деепричастных оборотов о «нарушении невозможности непреложного закона смерти и попытки образом Вечного Жида преодолеть животный ужас кончины». Это вы встретите во всех материалах об этом персонаже.

Но предложу собственную версию. Речь действительно идёт о неком последнем Свидетеле, может быть — даже апостоле Христа. Когда наступит Судный день, он будет единственным, кто сможет рассказать об Иисусе всю правду. А не байки продажных слуг Врага рода Человеческого. О нём и сказано фанатичному Петру, основателю Церкви:

«Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?».
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх