Высоко оценив действия во время Григорьевского морского десанта под Одессой созданной по его замыслу группы флотского парашютного спецназа, член Военного совета Военно-воздушных сил Черноморского флота бригадный комиссар М.Г. Степаненко решил предпринять меры к созданию в составе авиации Черноморского флота более крупного постоянного подразделения подобного типа.
В результате его усилий был создан особый парашютно-десантный отряд. Правда, первыми боевыми операциями, в которых участвовали десантники, были схватки с немцами во время первого штурма Севастополя в ноябре 1941 года, в которых была потеряна большая часть личного состава.
Парашютный спецназ под названием "Парашютная группа особого назначения" был воссоздан весной 1942 года. Первой задачей спецназовцев должна была стать высадка на аэродром в Евпатории, захваченный врагом. Тем самым немцы лишились бы крупной воздушной базы, которую они использовали в битве за Севастополь.
Но в последний момент перед операцией задачу по выброске в тыл немецко-румынских войск отменили, и вместо этого отправили отряд на охрану аэродрома в Херсонесе. Дело в том, что с этого аэродрома действовали основные силы авиации Черноморского флота, которые доставляли сильную головную боль гитлеровцам, и потому существовала весьма высокая вероятность, что немцы, в свою очередь, высадят на этом аэродроме свой десант, чтобы его захватить или хотя бы уничтожить наши самолеты, а также для того, чтобы захватить плацдарм в тылу защитников Севастополя - это существенно затруднило бы положение последних.

Одновременно наши парашютисты были призваны охранять и 35-ю береговую батарею. За счет охраны и личного состава батареи численность группы особого назначения довели до роты.
Практика показала,, что предосторожности эти были далеко не напрасными. По воспоминаниям члена особого парашютно-десантного отряда старшего сержанта морской пехоты В. Е. Гурина, имели место постоянные провокации со стороны засланных в расположение батареи и аэродрома шпионов и диверсантов противника. Переодевшись в форму краснофлотцев, немецкие агенты пытались склонить некоторых десантников к измене. Однако агенты не предусмотрели одного момента. Все члены спецназа были исключительно морально устойчивыми добровольцами, поэтому конец попыток склонения к измене был всегда один — расстрел провокаторов на месте без суда и следствия.
Наконец, в июне 1942 года произошло то, ради чего десантников и держали на мысе Херсонес. Немцы высадили десант. Правда, не воздушный, как предполагало наше командование, а морской - с катеров. Неожиданность ситуации заключалась в том, что поначалу гитлеровцы были приняты за своих, так как одеты они были в нашу форму. Врагам даже удалось проникнуть в район 35-й батареи. И это поначалу вызвало панику в рядах краснофлотцев. Однако очень быстро командиры навели порядок среди подчиненных и организовали дружный отпор неприятелю, рассеяв диверсантов по береговой полосе и прибрежной территории. После ночного боя, в ходе которого часть фашистов была взята в плен, остальные диверсанты наутро тоже были выловлены и обезврежены.

Со стороны немецких десантников были попытки затесаться в ряды краснофлотцев — благо форма, казалось бы, позволяла. Но сытые откормленные лица выдавали в них вражеских агентов. Пойманные спецназовцами фрицы показали, что целью десантной операции немцев было пленение командного состава херсонесского аэродрома и 35-й батареи с последующим захватом плацдарма на мысе Херсонес. Выяснилось также, что это были не простые солдаты вермахта, а бойцы 6-й роты 2-го батальона полка спецназа "Бранденбург-800" и грузинской спецгруппы "Тамара"...
Свежие комментарии