Здравствуйте, дорогие читатели. Каждая жизнь конечна: у кого-то по естественным причинам, у кого-то по независящим от человека причинам, а у некоторых по приговору суда. Заканчивали жизнь по приговору суда – церковного или светского – разные люди. Было много простых смертных, но были и личности, которые оставили заметный след в истории. Что говорили перед эшафотом простые люди, нам практически неизвестно – записей о них осталось мало. Но вот слова, что говорили известные люди после показательных судебных процессов, во многом сохранились благодаря хроникам или биографам этих личностей. Возможно, что зачастую слова приписывались или искажались, но дошли до нашего времени именно в том виде, в котором я их представлю вам сегодня. Интересного прочтения.
Сократ
Древнегреческий философ Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению – “за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе”, то есть за инакомыслие. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 200. Сократ должен был выпить “государственный яд” – цикуту. Этот яд вызывает паралич и приводит к удушью.
Сократ считал, что заслужил такой приговор, так как боги, без воли которых ничего не происходит на земле, допустили его осуждение. И услышав перед принятием яда фразу в свой адрес: ”Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти,” - философ спокойно ответил: “А их {афинян} к смерти осудила природа”.
В назначенный день Сократ помолился богам, чтобы удачно переселиться в загробный мир и спокойно выпил чашу с ядом до дна.
Тамплиеры
В истории суд над тамплиерами занимает особое место – это один из самых известных политических процессов Средневековья. Орден тамплиеров { в переводе - “храмовников”, от слова “le Tample”- храм} возник после Первого крестового похода в конце XIвека.
Филипп Красивый, король Франции, под предлогом защиты веры и чистоты нравов, решил наложить руку на богатство ордена. И 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находящихся на территории Франции.
12 мая 1311 года 54 тамплиера были осуждены инквизицией и сразу казнены. Один из тамплиеров, набравшись мужества, уже на эшафоте, выкрикнул: “Все мои показания лживы и вырваны под пыткой. Я бы признал все, я дума, что признал бы, что убил самого Бога, если бы этого потребовали”.
18 марта 1314 года был вынесен приговор великому магистру ордена Жаку де Моле и еще троим руководителям ордена. В момент вынесения приговора Жак де Моле и Жоффруа де Шарне выкрикнули, что “они виноваты лишь в том, что, пытаясь спасти себе жизнь, предали орден и признали истиной возведенную на него хулу”. В тот же вечер они были сожжены на костре.
Ян Гус
Ян Гус был идеологом ранней Реформации, выступал против церковных пороков, требовал ликвидации церковной десятины, осуждал продажу духовных должностей, выступал против германского управления Чехией и засилья немцев в Пражском университете.
Проповеди Гуса получили широкий резонанс далеко за пределами его родины и внесли раскол в религиозную среду. Папа Иоанн XXIII отлучил Яна Гуса от церкви, но тот не смирился. И 1414 году в Констанце состоялся церковный Собор, который потребовал, чтобы Гус явился на Собор для изложения своих убеждений. Проповедник понимал, что идет на верную гибель, но все равно отправился на Собор.
Собор требовал от Гуса отречься от его убеждений, но он не отрекся. И был передан для казни в руки светских властей.
Некий Петр из Младоневиц оставил подробное свидетельство последних слов Яна Гуса, назвав произведение “Страсти магистра Яна Гуса”.
Уже находясь на эшафоте, Ян Гус ответил на последнее требование отречься от своих убеждений следующее: “Бог свидетель, никогда я не учил тому и не проповедовал того, что мне приписывается лжесвидетелями. Ибо первой целью моих проповедей было только спасти людей от греха. И на правде этой, которой я учил, взяв ее из закона Божьего и толкований святых докторов, готов умереть с веселием ныне…”. И палачи его подожгли. В этот момент магистр Ян звучным голосом запел: “Христос, сын Бога живаго, помилуй нас…”.
Однако после казни идеи Гуса не только прекратили своего влияния, а наоборот, стали боевой программой народного движения в Чехии, которое в течение двух десятилетий отражало натиск церковной и светской реакции.
Иероним Пражский
В Чехии XV века народ шел за Яном Гусом, а молодежь и студенты – за Иеронимом Пражским. Он был магистром разных университетов и вел пропаганду своих мыслей во всевозможных кружках. Много путешествовал, особенно на территории православных государств, что было использовано против него для обвинения в отступничестве от католицизма. Идеи Иероним проповедовал те же, что и Ян Гус.
26 мая 1416 года Иероним был подвергнут допросу на Соборе в Констанце. После допроса ему дали два на отречение от своих идей и покаяние. От своих взглядов Пражский не отрекся.
Вот как описывал казнь Иеронима Пражского современник: “…Когда он пришел к месту казни, то сам снял одежду и, павши на колени, стал молиться перед столбом, к которому его потом привязали веревками нагого. Потом его обложили по самую грудь поленьями…Как только показалось пламя, он начал петь гимн, который прерывали дым и огонь…Когда палач хотел зажечь у него сзади, чтобы он не видел огня, то Иероним сказал: “Пойди сюда, зажги перед моим лицом – если бы я боялся твоего огня, то никогда бы не явился сюда”. Так погиб этот необычайный человек ”.
Имадеддин Насими
Судьба Насими является символом мужества и верности своим убеждениям. Родился Имадеддин в Ширване {Азербайджан}в середине XIV. Насими свободно владел арабским и фарси и писал стихи на трех языках. Юношеские годы поэта совпали со временем захвата Азербайджана Тимуридами.
В это время начало действовать движение хуруфитов – противников угона на чужбину ремесленников, которое призывало бороться против захватнической политики Тимуридов. Насими разделал их взгляды и религиозные идеи.
Шейх Шихабуддин Ибн Хилал, узнав, что Насими является последователем хуруфитов, объявил его безбожником и потребовал его казни.
Духовенство вынесло решение содрать с него кожу. Но и после оглашения приговора Имадеддин не отрекся от своих убеждений и произнес: “Я – истина, я - Бог”. Палачи во время казни с иронией стали спрашивать у Насими: “Если ты Бог, то почему же ты бледнеешь, когда теряешь кровь?”. “Я – солнце любви, которое взошло на горизонтах вечности. На закате солнце всегда бледнеет,” – ответил поэт.
Не только мужественная смерть поэта, но и вера в величие и творческие силы человека, убежденность в прогрессе, как двигателе человечества, пронизывающие его произведения, обессмертили Имадеддина Насими.
Жанна Д‘Арк
В семнадцать лет Жанна возглавила десятитысячное войско, которое под Орлеаном нанесло поражение англичанам. Затем освободила Реймс, где торжественно был коронован Карл VII и стал полноправным правителем Франции.
23 мая 1430 года под Парижем бургундцы, действовавшие на стороне англичан, взяли Жанну в плен. Для Англии казнь Жанны Д‘Арк представляла государственный интерес, так как она олицетворяла Францию. Недостаточно было казнить ее тело, необходимо было уничтожить ее дух.
По замыслу англичан осудить ее должны были сами французы. И таких не пришлось долго искать. Орлеанскую деву обвинили во всех смертных грехах. Во время допроса, когда Жанне стали угрожать пытками, она ответила епископу Кошону: “Говоря правду, если вы вырвете мне мои члены и выбьете мою душу из тела, даже тогда я не изменю своих показаний, если же я скажу вам другое, то затем я всегда буду утверждать, что вы силой заставили меня это сделать”.
Казнь Жанны Д‘Арк состоялась 30 мая 1431 года на площади старого рынка в Руане, куда ее привезли на позорной колеснице в сопровождении англичан. Затем на голову Жанны надели бумажную митру с надписью “Еретичка, вероотступница, идолопоклонница” и повели на костер.
“Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на суд Божий”,- выкрикнула Жанна с высоты костра. Свидетели казни утверждали, что среди обугленных останков билось сердце Жанны, полное крови, но английские солдаты растоптали его.
Так стала бессмертной Орлеанская Дева.
Свежие комментарии