На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Единственный армянин среди высшего военного руководства СССР

Бывает так, что место твоего рождения – это предвестник того, как сложится судьба. Так случилось и у маршала Баграмяна: в маленьком карабахском селе, кроме него родились 2 маршала СССР, 7 генералов и 12 Героев Советского Союза. Правда, среди них армянином был только Баграмян.

Иван Христофорович Баграмян (1897-1982)

В армии очутился внезапно

Семья рабочего-путейца Хачатура Баргамяна, проживавшая в казарме, недалеко от села Чардахлы в 1897 году пополнилась. Родился мальчик, названный Ованесом. Детство Ованеса проходило, также как и у остальных его сверстников: с малых лет он помогал родителям по дому, присматривал за младшими, окончил начальную школу при церкви города Елизаветполя.

Но в возрасте 10 лет родители решили отправить сына в Тифлис, где он проучился в железнодорожном училище с 1907 по 1912 год. Отцу пришлось трудно, за учебу ребенка нужно было платить несмотря на то, что Хачатур Карапетович к тому времени стал артельным старостой при железной дороге. Мальчик не подвел – училище он закончил на отлично.

Однако Ованесу пришлось работать по специальности совсем мало, уже через пару месяцев началась Первая мировая война. Парень добровольно пошел в армию, был зачислен в запасной кавалерийский полк, параллельно окончил школу прапорщиков. Оказался на Кавказском фронте.

После того, как свершилась Революция, Баграмян поддержал идею независимой Армении, участвовал в войне с турками, командуя сабельным эскадроном. А в 1920 году перешел на сторону большевиков.

Ованес Баграмян в молодости

Удержался на плаву в 20-30 годы

После 4 лет работы Баграмян пошел учиться на Высшие кавалерийские курсы. Там он познакомился с Рокоссовским, Еременко и Жуковым – эти знакомства потом спасут Баграмяна от репрессий в конце 30-х годов. Особенно сильна была дружба Баграмяна и Георгия Жукова – два военачальника поддерживали приятельские отношения всю оставшуюся жизнь.

Именно тогда Ованес Хачатурович превратился в Ивана Христофоровича. В 1931 году Баграмян поступает в Военную Академию им. Фрунзе, где, как всегда, показывает отличные результаты и дисциплину. Потом была еще Академия Генштаба, самый первый ее набор, где полностью проявились все способности Ивана Христофоровича, как отличного специалиста, грамотного военачальника. Учеба завершилась в 1940-м году.

Баграмян в 1930-е годы

Военные годы: успех в 1941 и неудача в 1942-м

Вторжение Германии в 1941 году началось, как казалось немцам, вполне успешно. Нацисты смогли отогнать Красную Армию вглубь страны, захватили Киев. Тогда Баграмян занимал должность начальника оперштаба 12-й армии Киевского ВО. В сентябре эта группировка войск СССР оказалась в котле.

Осознавая бесполезность сохранения этих позиций, Баграмян и М. Кирпонос обратились к Генштабу, но им приказали отставить отступление. Только 18 сентября они все же получили директиву уходить из Киева, хотя немцы к тому времени замкнули котел. Тогда в окружении оказались сотни тысяч солдат Советской армии.

Командование приказало Баграмяну сделать отвлекающий маневр и прорвать окружение малой группой. Однако он смог не только прорвать, но и вывести из котла большинство солдат тех подразделений, которые дислоцировались под Киевом. Чуть позже, действуя в одно время с ходом наступления Советской армии под Москвой, генерал под Ростовом-на-Дону провел успешное контрнаступление и помог сорвать германский блицкриг.

Но не все было так гладко. В 1942 г. маршал Тимошенко, который командовал Юго-Западным фронтом, собирался атаковать немецкие войска под Харьковом. Операция была поручена Баграмяну, который доложил Сталину о плане. Вождь народов одобрил этот ход, и 12 мая началось наступление.

Первое время был успех, но потом на красноармейцев обрушилась вся мощь танковой группы Клейста. Баграмян сразу же попросил Генштаб об отмене операции, но получил отказ. Больше 200 тысяч советских солдат оказались в плену, а немцы, обретя больше уверенности в своих силах, перешли в масштабное наступление. Тогда Баграмяна сочли неудачником, и он смог сохранить свою жизнь только благодаря заступничеству Георгия Жукова.

Два друга: Баграмян и Жуков

Успехи пуще прежних

Долгое время генерал Баграмян не мог участвовать в крупных операциях. Только в 1943 году он с отличием провел атаку по флангу противника, участвуя в операции под г. Орел. Затем генерала перевели на Прибалтийский фронт.

С осени 1943 года Иван Христофорович полностью реабилитировался, с успехом проводя крупнейшие операции войны. Именно он руководил сокрушительными ударами по фашистам в 1943 году. И его 1-й Прибалтийский активно участвовал в одной их самых крупных военных операций в истории всего мира – «Багратион».

Героем Советского Союза генерал стал за разгром нацистов в Витебско-Оршанском наступлении. А когда готовилось наступление под Мемелем в октябре 1944 года, Баграмян смог сделать практически невозможную вещь: на огромное расстояние за 6 суток он перевел армию численностью 500 тысяч солдат, 1500 танков и самоходных артиллерийских установок. При этом противник ничего не узнал и армия Вермахта, застигнутая врасплох, потерпела сокрушительное поражение.

Маршал Василевский и генерал Баграмян, 1945 год

Главная битва Баграмяна

Весной 1945 года Кёнигсберг стал настоящим форпостом, а его укрепления, которые строились веками, считались неприступными. Гитлеровцы везде кричали, что скорее Балтика пересохнет, чем русские вступят в Кёнигсберг. Действительно, на первый взгляд эта крепость была хорошо оснащена боевой техникой, имела несколько эшелонов обороны и огромные перекрытия, которые говорили, что город не взять никому.

Перед Баграмяном стояла задача взять Кёнигсберг. Он тщательно готовился к этому, так как привык все делать «от и до». Был сделан масштабный макет города, где указывался каждый дом, каждая улочка. Операцию скрупулезно прорабатывали, чтобы учесть каждый ход, каждый выстрел.

Кроме того, у Баграмяна были в распоряжении очень доблестные и смелые солдаты, поэтому грамотно руководя операцией, генерал взял форпост всего за 4 дня времени. Вот тебе и Балтийское море пересохло!

После штурма Кёнигсберга в 1945-м

День Победы и звание маршала

К 9 мая генерал Баграмян и его армия находились у реки Вислы, именно он принимал капитуляцию последней группы немецких войск в Восточной Пруссии. Однако успешное командование 1-м Прибалтийским фронтом и слава одного из самых главных военачальников государства не принесли Баграмяну звания маршала.

Только через 10 лет, когда друг Баграмяна, маршал Жуков стал министром обороны СССР, в числе первых его приказов было повышение И. Х. Баграмяна до звания маршала. В мирные времена профессионализм этого человека не у дел не оставался. Немногим известно, что руководителем секретной операции «Анадырь» был именно Баграмян. С помощью этого хода СССР смог уровнять свои силы с США в то время, когда шла «холодная война».

Баграмян на Параде Победы в 1945-м

«Анадырь» на Кубе

Были использованы достижения времен Великой Отечественной, когда в полной секретности войска перебрасывались из одной местности в другую. В 1962-м на Кубу в полной тайне и незаметно для противника отправилась большая военная группа: 40 тысяч человек, боевая техника и ядерное оружие плыли в трюмах танкеров и судов.

Даже солдатам не сказали правду, куда они плывут. Они думали, что на Чукотку, поэтому операцию и назвали «Анадырь». Чтобы никто не заподозрил, бойцам выдавали теплое обмундирование и лыжи. Таким образом, ядерные установки СССР удалось расположить прямо у Соединенных Штатов, а они и не знали.

Операция прошла без сучка и задоринки. Благодаря Баграмяну, СССР смог перехватить стратегическую инициативу в области ядерного оружия и перевести свое положение в выгодную позицию.

В конце 1970-х, уже на заслуженной пенсии

Иван Христофорович Баграмян умер в 1982 году – он пережил всех командующих фронтом в годы Великой Отечественной. И стал единственным армянином, дослужившимся до высоких постов в истории Советского Союза.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх