Все со школы знают историю, как перед началом Куликовской битвы русский богатырь Пересвет сразился с татарским батыром Челубеем, и оба погибли в этой схватке.
Странные имена
Упоминания о Пересвете и Ослябе сохранились в обоих важнейших источниках о Куликовской битве: поэме «Задонщина» и «Сказании о Мамаевом побоище».

Кстати, что означают Пересвет и Ослябя? Это не христианские имена, но это и не фамилии. Это языческие имена. Пересвет и Ослябя были монахами. Поступив в монастырь, они, конечно, приняли иноческие имена из святцев.
Поединок
О поединке с Челубеем говорится только в «Сказании о Мамаевом побоище».

«Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен его высота и трёх сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» … И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю, и скончались».
Христианские имена богатырей
Чуть ранее в «Сказании» поведано, откуда взялись Пересвет и Ослябя в войске Дмитрия Донского.

Московский князь перед походом заехал в Троицкую лавру к святому Сергию Радонежскому. «Сказание» говорит, что князь уже раньше знал про богатырей, так как якобы сам просил Сергия: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь».
Итак, монашеское имя Пересвета было Александр, Осляби – Андрей.
Боярин Пересвет и брат его Ослябя
К сожалению, «Сказание о Мамаевом побоище» полно анахронизмов, что не позволяет отнести его создание ко времени более раннему, чем конец XV столетия. Иными словами, от Куликовской битвы «Сказание» отделяет целый век. Поэтому в нём много вымышленных подробностей.
Обратимся к «Задонщине», сочинённой не позднее чем полвека спустя после Куликовской битвы. В ней ещё ничего не говорится о поединке Пересвета с Челубеем перед битвой. Вместе с тем, неизвестный автор «Задонщины» говорит о них как о персонажах, вполне известных его современникам.

Вот этот отрывок поэмы, где упомянуты оба:
«Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своём борзом коне, золочёными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу.
И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: «Брат Пересвет, вижу на твоём теле раны тяжкие, уже, брат, лететь твоей голове на ковыль-траву, а сыну моему Якову лежать на зелёной ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, за землю Русскую, за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».
Боевые иноки
Итак, что можно заключить о Пересвете и Ослябе из этих скудных известий?

Оба были на момент сражения монахами, но раньше, очевидно, славились своими воинскими доблестями, и приняли участие в сражении как воины. Скорее всего, они и в монастыре оставались вооружёнными слугами игумена. Пересвет в миру был боярином, служил брянским князьям (а Брянск тогда входил в состав Литвы). Ослябю называют его братом, но непонятно, были они кровными братьями либо братьями во Христе, как иноки.
Оба, судя по всему, погибли в Куликовской битве, как и сын Андрея Осляби Яков.
Свежие комментарии