На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Дети воспринимают искусство совершенно не так, как взрослые

Взрослые воспринимают Ван Гога как серьезного художника, в то время как для детей его картины – это всего лишь цветные пятна. Голландские ученые выяснили, особенности обработки зрительной информации у детей и взрослых, после проведения небольшого эксперимента в амстердамском музее.

Специалисты из Свободного музея Амстердама – психолог Франческо Уокер совместно со своими коллегами – предложили 12 взрослым и девяти детям принять участие в научном эксперименте. Суть его заключалась в том, чтобы участники просто посмотрели на картины Ван Гога. В то время, пока взрослые и дети ходили по музею Ван Гога и рассматривали его работы, ученые при помощи айтрекингового оборудования отслеживали направление их взглядов. Сначала участникам картины показывали без каких-либо комментариев, а затем сопроводили пейзажи художниками соответствующими описаниями.

Как было установлено, взрослые и дети на картинах разглядывают совершенно различные вещи. Основное внимание детей было сосредоточено на ярких цветах и предметах, бросающихся в глаза: розах, домах, темной линии деревьев на фоне темного неба. После получения описания дети начинали воспринимать картины совершенно по-другому: больше внимания они уже уделяли деталям, о которых им рассказали. В частности, после того, как дети услышали о том, что в одном месте картины «Пейзаж в сумерках» сохранилась зеленая краска, использованная художником в другой картине, юные участники эксперимента начали пристально разглядывать стог сена на этой картине.

Что касается взрослых участников, то при первом осмотре они вовсе не интересовались яркими красками, а пытались отыскать в картинах Ван Гога то, что им уже было известно о художнике, к примеру, рассматривали дом с трубой и место вокруг трубы (взрослые участники знали об использовании художником особой техники для передачи дрожания горячего воздуха).

Когнитивная психология оперирует понятием о нескольких способах восприятия. Первым из них является так называемое мышление «сверху вниз», то есть, обработка получаемой информации на основании уже известного. Вторым способом является мышление «снизу вверх», которое базируется на использовании первичной сенсорной информации. В случае обработки зрительных стимулов (как это было в эксперименте голландских специалистов), при способе анализа «снизу вверх» больше всего внимания уделяется самым броским деталям изображения – именно так делают дети. Если же информация обрабатывается «сверху вниз», то для обработки ново информации используется уже имеющийся в мозге контекст.

В процессе рассматривания пейзажей, взрослые участники практически не использовали мышление «снизу вверх»: они пытались разглядеть то, что им уже было известно. В случае детей — при первом знакомстве с картинами у них не было никакой информации о творчестве художника, поэтому они воспринимали его картины как определенный набор цветных пятен. И только после небольшой лекции они начинались анализировать изображение, используя полученный контекст.

Как отмечают авторы эксперимента, с возрастом человек перестает воспринимать окружающий мир как набор определенных стимулов и воспринимает его только в контексте полученных знаний или опыта.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх