На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Какие древнеримские и древнерусские обычаи были одинаковыми

У двух народов, создавших величайшие империи в мировой истории, было кое-что общее по части обычаев.

Древний Рим имел ряд общих с Древней Русью традиций

Кулачные бои стенка на стенку

Все, конечно, видели кровавый и беспощадный бой уличных хулиганов в фильме «Банды Нью-Йорка». Там дерутся итальянские иммигранты. Так вот, эта «забава» была принесена итальянцами с их родины, а унаследована ещё со времён древнего Рима.

В книге древнеримского историка Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей» читаем про Октавиана Августа:

«Но больше всего он любил смотреть на кулачных бойцов, в особенности латинских; и не только на обученных и признанных, которых он иногда даже стравливал с греками, но и на простых горожан, которые в переулочках бились стена на стену, без порядка и правил».

Кулачные бои широко практиковались в Древнем Риме

Таким образом, хорошо известные по Руси бои «стенка на стенку» широко практиковались в древнем Риме, были там распространённой народной забавой.

Не следует думать, что они всегда были беспощадными. Тот же Август, по свидетельству Светония, даже «гладиаторам запретил биться без пощады», и вообще «и на состязаниях борцов, и на битвах гладиаторов он всегда соблюдал строжайший порядок». Так что, надо полагать, он обставил некоторыми правилами и уличные бои.

В России, как известно, большим охотником до таких развлечений был Пётр Великий. Его жена Екатерина, став после его смерти самодержицей, в 1726 году издала регламент уличных побоищ. Тщетно было в те времена пытаться запретить это простонародное развлечение. Государыня лишь старалась, чтобы кулачные бойцы не доводили дела до смертоубийства.

Кулачные бои были старинной забавой на Руси

Целое столетие борьбы государства с этим жестоким обычаем, который православной церковью всегда воспринимался как «пережиток язычества», понадобилось, чтобы законодательно запретить уличные бои. Этот запрет издал, наконец, Николай I в 1832 году. Но и после него закон часто обходили, особенно в русских деревнях.

Казнь женщин погребением заживо

Во всех традиционных культурах женщин за преступления против нравственности наказывают более жестоко, чем мужчин. Рим и Русь были здесь одинаковыми не только в этом, но даже в конкретной казни, которая назначалась им за подобные провинности.

В древнем Риме жрицы богини Весты – весталки – давали обет дественности. За любовную связь с мужчиной весталку живьём зарывали в землю (мужчина отделывался изгнанием).

У весталок было много привилегий. но и наказывали их сурово

Этот дикий обычай напрямую восходил к человеческим жертвоприношениям глубокой архаики, когда человека (обычно красивую девушку) подобным образом приносили в жертву «подземным богам», чтобы «умилостивить» последних.

На Руси этот обычай имел подобное же независимое происхождение. Но, несмотря на свои явно языческие корни, он получил одобрение православной церкви.

Трудно сказать, когда этот вид казни, первоначально существовавший в народе, начал неофициально, но широко практиковаться. Но в середине XVII века он получил признание русской государственной власти и был возведён в ранг закона.

Соборное уложение 1649 года.  Экземпляр из Ферапонтовского монастыря

В Соборном Уложение царя Алексея Михайловича, прославленного церковью за «благочестие», было внесено:

«А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрёт».

То есть в России женщину казнили погребением заживо только за убийство мужа. И зарывали в землю не с головой, а по шейку. Что, впрочем, не облегчало смерть жертвы.

Эта казнь неуклонно практиковалась вплоть до середины XVIII века, когда вообще все вилы смертной казни в мирное время и в отношении гражданского населения были отменены императрицей Елизаветой Петровной.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх