Написать статью на эту тему нас побудила одна вздорная публикация, где утверждалось, будто историю Британии «навсегда изменили» такие экспортные товары из России, как меха, прозрачная слюда «мусковит», рыбные деликатесы и топлёное масло. Нет спора, эти русские предметы роскоши определили вкусы английской элиты на века. Но могущество Англии создалось не предметами роскоши, а конкретным сырьём, с помощью которого Англия сделалась величайшей военно-морской державой мира!
Начало англо-русских торговых сношений
До середины XVI века на туманном Альбионе не подозревали о существовании Московии. Её открыл, отыскивая «путь в Индию» вдоль северных берегов Евразии, мореплаватель Ричард Ченслор. В 1553 году он достиг берегов Белого моря, а оттуда приехал в Москву и был принят царём Иваном Грозным. Возвратившись в Англию, Ченслор убедил английских купцов создать «Московскую компанию». Она пользовалась исключительными привилегиями на торговлю в Русском государстве до XVIII века.
Корабельный лес
Британия – военно-морская держава. Но корабли во всём мире до второй половины XIX века делались исключительно из дерева. Между тем, Англия сожгла все свои корабельные леса значительно раньше: сначала выжигая их под пастбища для овец, затем сжигая их под древесный уголь для выплавки железной руды. Уже в XVII столетии в Англии не осталось лесов, пригодных для изготовления из них боевых кораблей. И тут как нельзя кстати для владычицы морей пришлись поставки из России!
Прямые 30-40-метровые стволы сосен и сибирских лиственниц, доставляемые из России, были даже лучше английского дуба для строительства военно-морского флота их величеств. Корабли Лондонской «Московской компании», нагруженные прекрасным корабельным лесом, шли из Архангельска в Англию весь XVII век. В следующем веке Англия нашла себе альтернативный источник поставок – леса Северной Америки. Это было очень важно, потому что русские леса, интенсивно эксплуатируемые ради морского могущества Англии, к тому времени уже изрядно поредели.
Пенька
Пенька, изготовляемая из конопли, веками служила основным сырьём для плетения особенно прочных верёвок. Самые лучшие корабельные канаты изготовлялись из пеньки. А самым главным поставщиком пеньки в XVI-XIX столетиях была страна, где было больше всего посевов конопли – Россия.
Из русской пеньки были свиты канаты, которыми управлялись паруса и на которых подвешивались якоря всех кораблей британского военно-морского флота.
Лён
До середины XIX века единственным «двигателем» морских судов был ветер. А для использования энергии ветра требовались особенно прочные паруса. Паруса же шились из льняной ткани. Самые же большие посевные площади льна всегда находились в России. Лён, наряду с лесом и пенькой, был до конца XIX века одним из главных экспортных товаров из России, а его основным покупателем – Англия.
Без России Англия не стала бы владычицей морей
К этой «стратегической триаде» русского экспорта – лес, пенька и лён – обеспечившего Англии господство над морями в течение трёх веков, следует добавить воск и древесную смолу, также широко использовавшиеся в британском кораблестроении. А время от времени и хлеб как основной потребительский товар: главным покупателем русской пшеницы до конца XIX века тоже была Англия.
К сожалению, до сих пор никто из историков до сих пор не написал обстоятельного исследования на тему количества сырьевых поставок из России в Англию в XVI-XIX вв. и их роли в британской экономике. Похоже, эта тема табуирована для историков, ибо открывает глаза на истинные причины многих явлений в мире. Близко к этой теме подошёл только советский историк Михаил Покровский.
Россия исправно обеспечивала Англию сельскохозяйственно-лесным сырьём. Эта экспортно-сырьевая ориентация русской экономики породила усиление крепостного права и барщины в России в XVIII столетии: помещикам нужны были прибыли от внешней торговли продуктами лесного хозяйства и техническими культурами, под которые резко сокращалась хлебная запашка (что являлось причиной учащавшихся случаев голода крестьян).
Она же стала одной из причин трагедии 1812 года: участие России в «континентальной блокаде» Великобритании резко сократило прибыли русских помещиков и купцов, поставивших Александра I перед необходимостью порвать союз с Наполеоном.
Свежие комментарии