На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Подвиг Ивана Рябова и Дмитрия Борисова

В начале «Северной войны», а именно в марте 1701г. шведский король Карл XII приказал уничтожить Архангельск.

Через этот порт Россия экспортировала пушнину, зерно, пеньку, рыбу, деготь, дешевые слюдяные окна, речной жемчуг, древесину и другие товары.

В не имевшую серебряных и золотых приисков страну, через Архангельск поступало необходимое для ведения войны серебро. Серьезную торговлю в городе вели шведы, города ганзейского союза, англичане, голландцы. Среднегодовой товарооборот Архангельска составлял 3млн. руб., для сравнения ежегодный бюджет России был чуть более 8 млн. руб.

Также через Архангельск ввозилось европейское оружие. За первые 10 лет «Северной войны» в порту разгрузили 115 000 пушек, ружей, пистолетов, 200 000 клинков (кинжалы, палаши, сабли, шпаги), что позволило обеспечить 80% потребностей русской армии. Если до начала войны с Швецией в Архангельск ежегодно прибывало до 50 судов, то только в 1701г. их количество увеличилось в 2 раза и продолжало расти с каждым годом.

В случае успеха операции Карл XII гарантированно заканчивал войну против «северных варваров» победой шведского оружия.

Король отправил к Архангельску эскадру в составе 3-х фрегатов (108 пушек), 5 вспомогательных судов (23 пушки), одного транспортного флейта груженного порохом и бомбами, и отряда морских пехотинцев в количестве 700 бойцов.

Мощные линейные корабли ВМС Швеции в состав эскадры не вошли, командование опасалось, что тяжелые суда не поднимутся по Северной Двине к Архангельску.

Сил эскадры должно было с избытком хватить для уничтожения города, портовых сооружений и стоявших у причалов купеческих судов.

За 2 недели до появления кораблей противника в 17км. от Архангельска на острове Линский по приказу Петра I заложили Новодвинскую крепость. Работая и днём и ночью, стрельцы и посадские люди создали на острове земляные валы с бойницами, вместившие внутри 30 артиллерийских орудий и 1000 стрельцов. Наспех собранным гарнизоном командовал Сельвестр Петрович Иевлев.

Архангельский гарнизон состоял из 2400 стрельцов, стены города защищали 100 пушек, при этом воевода Прозоровский разделил стрельцов на несколько отрядов, сосредоточив их в местах возможной высадки шведского десанта.

22 июня шедшая под английскими флагами шведская эскадра перехватила русский парусник коч, захватив кормщика Ивана Рябова (Седунов) и толмача Дмитрия Борисова. Шведы, назвавшиеся английскими купцами, предложили опытному рулевому провести «торговые суда» к Архангельску. Немного поторговавшись о цене, Рябов согласился на заманчивое предложение.

Утром 26 июня, шведы захватили поднявшуюся для досмотра на лже торговые корабли таможенную команду Афанасия Петровича Крыкова.

Три фрегата шведский командор Леве, оставил вблизи устья Северной Двины у острова Мудьюг, а остальные корабли отправил к Архангельску. На шняве «Мьёхунден» Рябов повел поредевшую эскадру по направлению к порту.

Как только корабли противника подошли к Новодвинской крепости, кормщик посадил свой и следовавший за ним по курсу корабль на мель. После этого раненый шведскими стрелками Рябов прыгнул за борт, а Дмитрий Борисов пал, сраженный вражескими пулями.

13 часов длился бой русского островного гарнизона со шведской эскадрой. Видя бесперспективность своего положения, капитаны севших на мель кораблей приказали командам загрузиться в шлюпки, и отойти к острову Мудьюг.

За победу над шведами Петр I приказал выдать офицерам по 10 рублей, а стрельцам по 1 рублю, наградил царь и воеводу Прозоровского, сообщившего Государю о захваченных шведских кораблях, и умолчавшего при этом о заслугах Сильвестра Ивлева, подвиге Ивана Рябова и Дмитрия Борисова.

Рябова по приказу Прозоровского подвергли допросу, воеводу волновал только один вопрос, как кормщик попал на шведские корабли. Не удовлетворившись полученным ответом, раненного героя выпороли плетьми и бросили в тюремную камеру. Перед этим он успел сообщить Сильвестру Ивлеву информацию о мощи эскадры и численности шведского десанта.

То, что Рябова и Борисова Ивлев подослал к шведам специально, у историков нет никаких сомнений. Не профессиональные разведчики, а простые русские мужики сыграли роли бесхитростных поморов, они установили и поддерживали доверительные отношения со шведами до финальной стадии операции.

Без преувеличения подвиг Иванв Рябова и Дмитрия Борисова заложил основу для победы русского оружия в тяжелой Северной войне.

Осенью 1701г. Петр I приказал освободить Ивана Рябова из-под стражи, Государь одарил героя большими деньгами и вызвал в Москву, где его дальнейшие следы затерялись.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх