На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Наркомовские 100 грамм: правда и вымысел

Чем меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ), способных рассказать быль, тем больше события тех лет обрастают несуразными мифами. Причем работает это в обе стороны: то появляется «желтуха» о тотальном пьянстве и разложении, то из солдат лепят безгрешных херувимов.

Не ударяясь в крайности, попробуем разобраться в вопросе.

О традициях

Наверняка каждому из нас, увы, доводилось бывать на поминках. Там согласно «древней православной традиции» перед портретом покойного выставляется стакан с водкой, накрытый сверху черным хлебом. Эта традиция не православная, не русская и даже не древняя – ей меньше века.

Поминки у христиан – форма коллективной молитвы, где близкие и друзья собираются проводить к Творцу умершего. Ритуальный характер этого действа подчеркивает особая «поминальная» пища, кутья, к примеру. Сопровождать молитву обильными возлияниями под баян – это нонсенс и кощунство, к тому же.

Ранее покойных в последний путь тризной провожали язычники-славяне, да и то не все. Питие там имело место быть, но славяне дистиллят, равно как и ректификат, делать не умели. Научиться тоже не стремились – в ходу был мед, пиво, ягодная брага. Учитывая градус, напиться до невменяемости медом проблематично при всем желании. Что общины полностью устраивало: пьянство среди славян – исключительная редкость, строго осуждаемая.

Традиция 100 грамм возникла первоначально в годы Зимней войны (1939) и укрепилась во Вторую Мировую (1939-1945). Она была привнесена в послевоенную жизнь солдатами-фронтовиками. Это объясняется просто – водку отпускали по спискам личного состава, от которого к концу дня половины могло уже не остаться.

Водка есть – человека нет. Отсюда и повелось.

К тому же подчас было невозможно определить не только религию, которой придерживался боец при жизни, но и опознать его.

Море разливанное или мизер?

Скажем сразу – никакого пьянства на фронтах не было: любители залить за воротник очень быстро укомплектовывали собой если не могилы, то штрафные роты и батальоны. Подобное впечатление складывается от объёма поступающей продукции.

Спирт перевозили железнодорожными цистернами и разводили на месте. К примеру, с января по март 1940 РККА получила 10 тонн водки и порядка 8 тонн коньяка (для летчиков). На Кавказе была своя специфика – чтобы не гонять дефицитный товарный состав, там выдавали вместо 100 грамм водки 200 портвейна или 300 сухого вина.

Сколько и кому доставалось, сказать трудно – приказ ГКО несколько раз видоизменялся, а выдачи происходили и до его появления – 22 августа 1941. Согласно архивам, инициатором процесса выступил Климент Ворошилов в январе 1940, поэтому легендарная сотка долго называлась «ворошиловской», а не «наркомовской».

Единственная категория, которая получала «наркомовские» постоянно – это солдаты на передовой, ведущие наступление.

До 1943 половину нормы получали в тылу и госпитале.

Наркомовской была и закуска – 110 грамм полукопченой колбасы, на 20% состоящей из сои. С соей были проблемы – регион не тот, поэтому данная норма существовала в основном на бумаге. Но традиционные соленья выдавались к праздникам. По сохранившимся данным только в июне 1943 армия получила 27 тысяч тонн соленых помидоров, 67 огурцов и 405 квашеной капусты.

Второй миф - «о принуждении» пить всех – разбивается просто: вместо водочной порции можно было взять деньгами. Другой вопрос в том, что за 100 грамм давали 10 рублей. Где ты их на фронте потратишь? На руки деньги не давали, дабы предупредить спекуляцию – они зачислялись на специальный аттестат.

В военное время действовала карточная система, но рынки в тылу продолжали работать – по космическим ценам. Бутылка водки 0,5 оценивалась в 500 рублей. Поэтому обесценившимися деньгами никто не брал – смысла нет, а водка – отличная «универсальная валюта», легко конвертируемая в нужные в быту вещи.

Причина выдачи

Ряд исследователей утверждает, что решение ГКО было лишь повторением царских норм, но это неверно – выдача казенной чарки (120 гр) была прекращена еще в 1908. В ходе же Первой мировой в Империи был введен «сухой закон» - нечего копировать.

Так же неправы те, кто, стесняясь, обходит вопрос стороной – мол, не нуждались советские воины в поднятии боевого духа низменным способом. Так 100 грамм не для «преодоления у красноармейцев и начальствующего состава страха перед врагом» выдавали – это опять же миф.

Равно как и глупа сказка об использовании водки как обезболивающего за недостатком медикаментов. Если кому-то из ваших знакомых ветеранов повезло пережить огнестрельные ранения, он вам подтвердит – скромный стаканчик никак не поможет «избежать болевого шока и облегчить страдание».

Изучая приказы, можно сделать вывод, что выдача зависела от погодных условий и климата.

Зимой и поздней осенью список получавших «наркомовские» - всегда был шире примерно на треть, в июле-августе он скукоживался до минимума. Окончательно он был урезан с конца 1944 –боевые действия переместились в Европу, где климат мягче.

Закругляя тему, стоит добавить, что бескомпромиссность критиков решения ГКО непонятна: выдача «винных порций» на передовой практиковалась абсолютно во всех воюющих армиях ВОВ, а на флоте она имела место едва ли не до конца 20 века.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх