На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Гибель Юрия Гагарина

Имя Юрия Гагарина связано с одной из самых знаменательных дат человеческой цивилизации. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восток-1" с человеком на борту. Корабль сделал один оборот вокруг Земли и в 10 часов 55 минут по московскому времени совершил посадку в Саратовской области близ деревни Смеловка.

Героем, облетевшим голубую планету, как раз и был Юрий Гагарин. В открытом космосе он находился 108 минут. Они кардинально изменили жизнь молодого офицера. В космос он улетел старшим лейтенантом, а на земную твердь ступил майором и Героем Советского Союза. Первый космонавт объездил весь мир, в лицо его знали все жители планеты.

Фотография Гагарина и Королёва
Гагарин и Королёв

В декабре 1967 года Юрий Алексеевич закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. В том же месяце совершил первый учебный вылет после долгого перерыва. К регулярной лётной практике приступил в марте 1968 года. В общей сложности за первую половину марта он налетал 7 часов. Но это были не самостоятельные вылеты, а с лётчиком-инструктором на учебном самолёте (спарке) МиГ-15УТИ.

Чтобы приступить к самостоятельным вылетам, Гагарину необходимо было совершить ещё 2 учебных полёта. Инструктором у первого космонавта был командир авиационного полка инженер-полковник Владимир Серёгин. Именно с ним они и встретились утром 27 марта 1968 года на военном аэродроме Чкаловский. По сей день он располагается в 31 км от Москвы рядом с городом Щёлково.

Временной интервал, который обозначен как гибель Юрия Гагарина, начался в 10 часов 18 минут по московскому времени. Именно в это мгновение МиГ-15УТИ, имея на борту 2-х пилотов, оторвался от взлётной полосы и устремился в небесную высь. Пошёл отсчёт минут рокового полёта Гагарина и Серёгина.

Видимость была хорошая, нижняя кромка облаков находилась в 900 метрах от земли. Выполнение пилотажного задания должно было занять в общей сложности 20 минут. Но в 10 часов 30 минут Гагарин запросил разрешение вернуться на базу. После этого экипаж самолёта больше на связь не выходил и на запросы не отвечал.

Две фотографии МиГ-15УТИ
МиГ-15УТИ на земле и в воздухе

Начались поиски пропавшего МиГа. В 14 часов 50 минут вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области одним из поисковых вертолётов были обнаружены обломки самолёта. Вся прилегающая местность тут же была оцеплена солдатами, и началось её тщательное прочёсывание.

Скрупулёзность, с какой обследовали каждый метр территории, поражает. Собрали практически все обломки самолёта, хотя общепринятая практика допускает лишь 60%. Но особое внимание уделялось человеческим останкам. Самым крупным фрагментом оказалась кисть левой руки первого космонавта.

Перед экспертами стояла первостепенная задача – определить точное время катастрофы. Для этого провели анализ отпечатков стрелок часов, находящихся в кабине и на руках погибших пилотов. Установили, что трагедия произошла в 10 часов 31 минуту. То есть между последним радиообменом с землёй и гибелью прошло с максимальной долей вероятности 68 секунд.

Гибель Юрия Гагарина потрясла весь мир. Поэтому в комиссию по расследованию причин катастрофы вошли лучшие специалисты. В своём официальном заключении они написали, что самолёт во время совершения резкого манёвра сорвался в штопор. Пилоты пытались вывести машину в горизонтальное положение, но столкнулись с землёй и погибли.

Фотография приборной панели в кабине МиГ-15УТИ
Приборная панель в кабине МиГ-15УТИ

Такое неопределённое заключение, естественно, вызвало массу вопросов, догадок и предположений. В первую очередь было неясно, что случилось в те роковые 68 секунд. Комиссия установила, что Юрий Алексеевич в последнем разговоре с командным пунктом вёл себя абсолютно спокойно. Речь его была размеренной, в ней не чувствовалось никакой нервозности. Он собирался делать разворот со снижением. А вот дальше произошло что-то неожиданное, и самолёт сорвался в крутое пике.

Будем объективными, члены комиссии, к сожалению, не смогли установить подлинную причину падения самолёта. А если быть совсем точными, не смогли прийти к единому мнению. Поэтому и появилось общее заключение, не объясняющее частности. Вот из-за этих частностей как раз и идут непрерывные споры. Все они заслуживают внимание, так как в полемике участвуют люди умные, искушённые, а выдвигаемые ими версии выглядят очень правдоподобно.

Фотография Гагарина и Серёгина
Гагарин и Серёгин

Версии гибели Гагарина и Серёгина

Доктор технических наук Белоцерковский Сергей Михайлович(1920-2000) считал, что причиной гибели экипажа МиГ-15УТИ стал другой военный самолёт, также выполнявший учебный полёт. Именно он сгенерировал воздушную волну, которая бросила самолёт с Гагариным в штопор. Данное мнение указывает на серьёзные недостатки в планировании полётов и работе радиолокационного оборудования. То есть именно плохая организация наземной службы послужила причиной гибели двух пилотов.

Другой версии придерживался начальник Центра подготовки космонавтов Кузнецов Николай Фёдорович (1916-2000). По его словам гибель Юрия Гагарина была напрямую связана с самочувствием Серёгина. Дело в том, что инженеру-полковнику нездоровилось. На большой высоте тот почувствовал себя плохо. Человеку стало не хватать воздуха. Он расстегнул ремни, фиксирующие тело в кресле. В результате полковника бросило вперёд, и были сняты с нейтрали некоторые рычаги управления. Их заблокировало у Гагарина, и МиГ, потеряв управление, разбился.

Версия В. В. Аксёнова

А вот лётчик-космонавт Аксёнов Владимир Викторовичутверждал, что виной всему стали сложные метеоусловия. Своё сообщение на землю Юрий Алексеевич сделал тогда, когда самолёт находился на большой высоте. После этого лётчикам нужно было снизиться и пройти облачный слой.

Аксенов говорил: "Снижение из зоны пилотажа осуществляется двумя способами: нисходящей спиралью в несколько кругов или переворотом с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ для лётчиков более приемлемый, так как он позволят быстрее завершить учебное задание. Это важно в том случае, если самолёт на аэродроме ждут другие пилоты. В тот день злополучный МиГ ожидал лётчик-космонавт Евгений Хрунов. Так что у Серёгина и Гагарина был мотив как можно быстрее произвести снижение".

Но, выполнив переворот, пилоты на пару секунд задержались с выходом из пикирования. В результате они попали в плотные облака. Причина этого могла быть в недостаточной высоте самолёта перед переворотом. Могла также измениться плотность и высота облачности по сравнению со средним уровнем.

Попадание в плотную зону облачности на большой скорости стало для пилотов неожиданностью. Они попытались уйти вверх и сорвались в скоростной штопор. По данным расследования самолёт имел скорость 700 км/ч, когда оказался у нижней кромки облаков. До земли было 600 метров. Это расстояние Миг одолел за 3 секунды. Аксенов также заметил, что осуществлять вертикальный пилотаж на МиГ-15УТИ очень сложно. Велика вероятность проскочить лишние несколько сотен метров и даже километров.

Версия И. И. Кузнецова

Не менее интересную версию выдвинул Игорь Иванович Кузнецов. Это полковник ВВС, сотрудник НИИ по эксплуатации и ремонту авиационной техники. Его в течение многих лет волновала как человека и специалиста гибель Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Тщательно изучив все документы и технические данные, полковник ВВС сделал вывод, что пилоты в момент трагедии находились без сознания. Причиной этого стал не полностью закрытый вентиляционный кран в кабине самолёта.

То, что кабина была разгерметизирована, установила ещё комиссия. Обнаружили и причину – наполовину открытый кран первой кабины, где сидел Гагарин. Но лётчики могли об этом узнать, лишь набрав высоту выше 2 тыс. метров. Это должны были показать приборы. Что и произошло на высоте 4200 метров во время разворота. Ситуация была нештатная, а по инструкции следовало тут же прекратить выполнение задания, снизиться до 2 тыс. метров и лететь на аэродром.

Игорь Иванович утверждает, что "бочку" с уходом на пикирование для быстрого снижения высоты сделал Серёгин. Но дальше произошло следующее: самолёт пошёл вниз, но из пике не вышел. Почему же опытный инженер-полковник не предпринял никаких попыток для этого? Дело в том, что пилоты в течение почти 7 минут находились на высоте 4200 метров в разгерметизированной кабине. При этом они не надевали кислородные маски, что было установлено комиссией.

Следовательно, можно говорить о гипоксии – кислородном голодании. При этом на лётчиков действовала перегрузка. Когда же началось быстрое снижение, то перегрузка начала возрастать. Давление росло очень быстро с учётом разгерметизированной кабины, и экипаж получил аэродинамический удар. Его последствием может быть оглушающий эффект и даже летальный исход. Поэтому Серёгин с Гагариным потеряли работоспособность, а пикирование шло само собой в неуправляемом режиме. Прошло 25 секунд, и машина разбилась.

В наши дни медики установили: если лётчик по какой-то причине оказался в полуобморочном состоянии, то сознание возвращается к нему через 10-15 секунд. Правильно оценивать обстановку он начинает через 20 секунд. Экипажу не хватило времени, чтобы прийти в себя и начать управлять стремительно падающей машиной.

Именно вентиляционный кран, по мнению Игоря Ивановича Кузнецова, и стал причиной трагедии. Но ставить это в вину погибшим лётчикам нельзя ни в коем случае. Кран мог приоткрыть кто угодно. И техник, и пилот, который летал в машине до этого. Вмешался его величество случай, а ситуацию усугубила высокая вертикальная скорость снижения.

Другие версии

Кроме вышеперечисленных версий существуют и другие. Есть мнение, что самолёт врезался в воздушный зонд. Упоминается также стая птиц. Многие виды пернатых спокойно летают на высоте и 5, и 5,5 тыс. метров. Имеют место и совсем уж фантастические версии, которые связывают гибель Юрия Гагарина с инопланетянами. Можно подумать, что тем больше нечем заняться, как уничтожать первого космонавта.

Любителям острых ощущений также преподносится интригующая версия о заговоре партийной верхушки. Советский лётчик-космонавт перековался и решил бежать из советского государства в мир загнивающего капитализма. Допустить такое было нельзя. Поэтому катастрофа была подстроена. Гагарин разбился и, таким образом, навсегда остался в памяти людей первым советским космонавтом, беззаветно преданным делу ленинской партии.

Все эти версии и предположения не имеют под собой никакой доказательной основы. Неопровержимым фактом является только то, что Юрий Алексеевич в 1961 году совершил настоящий подвиг, а в 1968 году повторил его, доказав всему человечеству, что тяга к небу являлась частью его души, а не стремлением к славе и почестям.

Леонид Кириллов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх