На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Почему турки предпочитали держаться подальше от русских в морском бою

С некоторых пор турки предпочитали не ввязываться с русскими в ближний бой на море. Это было связано с эпизодом войн екатерининского времени, очень здорово их напугавшим.

Династия немецких моряков

Иоганн Рейнгольд Остен-Сакен был сыном капитана русской службы Кристоф-Адольфа Остен-Сакена. На службе Остен-Сакен переделал своё имя и отчество в Христиана Ивановича, а двойная фамилия постепенно сделалась одинарной – Сакен. В 1772 году в возрасте 17 лет Христиан Сакен закончил Морской кадетский корпус и мичманом был определён на корабль «Чесма», входивший в состав эскадры, направлявшейся в район Греческого Архипелага на войну с турками.

Там Христиан Сакен получил свой первый боевой опыт. В дальнейшем он служил на Балтийском море, а в 1786 году был переведён во вновь создаваемую князем Потёмкиным в Крыму Черноморскую эскадру. В 1787 году Сакену присвоили звание капитана 2-го ранга. В том же году началась новая русско-турецкая война.

Дубель-шлюпка №2

Сакен командовал дубель-шлюпкой, не имевшей даже собственного имени, а только порядковый номер 2. Дубель-шлюпка представляла собой гребное каботажное судно с экипажем 52 человека, вооружённое только семью пушками. В составе Черноморской эскадры было несколько таких дубель-шлюпок, полезных на лиманном мелководье.

Кампанию 1788 года русские начали осадой крепости Очаков. Ожидалось, что турки направят на помощь осаждённым сильный флот с десантом. Для наблюдения у входа в Днепровский лиман дежурил Сакен со своей дубель-шлюпкой и двумя канонерскими лодками.

Jсадой крепости Очаков
Jсадой крепости Очаков

18 мая 1788 года показался турецкий флот из 28 кораблей под командованием капудан-паши Эсски-Гуссейна. Сакен отправил вверх по лиману под Очаков к главнокомандующему Суворову обе канонерки с донесением. Вначале Суворов предписал Сакену оставаться на месте и продолжать наблюдение, затем – двигаться на соединение с главными силами Черноморской эскадры, находившимися у устья Южного Буга. К этому времени – 20 мая – соединение турецких галер уже перегородило выход из Днепровского лимана. Поэтому выполнять приказ Суворова означало идти на верную гибель. Что побудило Суворова, мало сведущего в войне на море, отдать такой приказ, неведомо. Тем более, что канонерок в распоряжение Сакена отдано не было. Видимо, Суворов решил, что одинокой дубель-шлюпке удастся пройти мимо строя турецких галер незамеченной.

Подвиг Сакена

Что интересно, так почти и получилось. Но в последний момент турки заметили дубель-шлюпку и выслали на её перехват четыре быстроходные галеры.

Сакен понял, что ему не уйти. Он отправил десять человек на единственной шлюпке судна на берег, надеясь, что им удастся его достигнуть. Сам с большей частью экипажа подождал, когда турки подойдут ближе и возьмут его дубель-шлюпку на абордаж. Тогда он поджёг порох в крюйт-камере. Дубель-шлюпка взлетела на воздух вместе с четырьмя турецкими галерами.

Турки только теперь извлекли урок из подобных происшествий. Ещё за полвека до этого, в 1737 году, примерно на этом же месте, подобный подвиг совершил французский капитан на русской службе Пьер Дефремери. Правда, ему не удалось тогда взорвать турецкие корабли. Но теперь турки стали избегать сближаться с русскими кораблями, экипажи которых предпочитали геройскую смерть позорному плену.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх