На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 553 подписчика

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Летописная «Золотая Баба» Севера. Или сокровища Бабы-Яги?

Очень интересная тема. Народы коми зовут эту реликвию «Зарни Ань» или «Зарни Инь», ханты величают «Сорни Най», манси — «Калтась Эква». Русским и любознательным европцам, весьма наслышанным о каком-то древнем идоле из чистого золота в северных землях, — больше глянулось название «Золотая Баба».

Некоторые Читатели должны помнить одноименный фильм Свердловской киностудии 1986-го года.

Или, как Бушков в своем «Следе пираньи» красиво описал таинственную пещеру, где хранится Золотая Баба. Был роман Иванова «Сердце пармы», повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры», приключенческая повесть Курочкина «Легенда о Золотой бабе»…

Хотя это произведение в беллетристику трудно занести. Очень уж много исторического исследования, несколько легенд, фольклор и очень любопытный краеведческий материал. Само собой, фантазии «гибели группы Дятлова» связаны с Ней. Как шаманы сделали жертвоприношение своей загадочной богине из студентов неосмотрительных. Можно вспомнить «Золотое дело» Булыгина, где некто Косой, стряпчий Разбойного приказа, зимой 1595 года ищет в Югорской земле следы неуловимой ведьмы «Золотая баба»…

Исторические свидетельства.

Первые упоминания о Золотом Идоле Севера встречаются в исландских сагах. Там очень подробно рассказано, как ватаги безбожников-варягов с IX по XII века очень хотели овладеть несметными богатствами неведомой страны Биармия (Бьярма). Простиралась она в представлении средневековых хищников между Белым морем— до Урала, вплоть до верховьев Камы. Саги рассказывают о Золотом Идоле по имени Юмала, храме некой загадочной богини:

«На скульптуре богини внутри храма было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове осыпан был драгоценными каменьями, а на коленях стояла золотая чаша такой величины, что четверо богатырей могли утолить из неё жажду».
(Иллюстрация из открытых источников)

Первым решил проверить легенды скальдов некто Карли, знатный соратник короля Норвегии Олафа. В поход взял брата Гунштейна и наемников известного разбойника Торира «Собаки». Разведку начали в устье Двины, прикинувшись купцами. Поторговав при свете дня с местными, вожаки с небольшой группой головорезов ночью отправились на поиски храма Юмалы. Он был неподалеку, где-то в глухом и дремучем лесу.

Торир «Собака» и Карли, дождавшись смены стражи, перелезли через частокол, в святилище богини набили карманы золотом, ограбили саму статую отрубили ей голову. Каким-то чудом спаслись, скрывшись от преследователей в Студёном море…

(Иллюстрация из открытых источников)

Европцы активно вспоминают Золотую Бабу, легендарный идол Севера после 1517 года. Когда был опубликован «Трактат о двух Сарматиях» за авторством ректора Краковского университета Матвея Меховского. Ученый-географ писал:

«…за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, Золотая баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости, не минует идола. Идут с приношениями…».

Тему поддержал австрийский посол в Московии Герберштейн. Будучи крайне романтичным, любознательным и при этом высокообразованным дипломатом-шпионом, нашими широтами интересовался особо усердно. Выучил русский язык, прочитал (и перевел) почти все официальные летописи тех лет. В 1549 году в «Записках о Московии» составил карту и дал пояснения:

«У Золотой бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые берут начало из горы Камень Большого Пояса (Урал) и соединённых с ней скал ... Золотая баба есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Этот идол есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына, и что там виден другой ребёнок…
Уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты».

Эта информация отодвинула местоположение Золотой Бабы за Урал, спутав прежние представления о Двинском ареале. Через тридцать лет итальянец Александр Гваньини в «Описании европейской Сарматии» это подтвердил. Сообщил: идол находится в низовьях Оби, ему поклоняются не только самоеды (ненцы), но и «народы Югры и другие племена». Байку про «трубный рёв» тоже помянул.

(Иллюстрация из открытых источников)

Сообщения Гваньини говорят: Золотую Бабу в очередной раз переместили. Еще дальше за Урал. Цель? Скорее всего спасая богиню от уничтожения, поскольку тогда Пермский край подвергался активной христианизации. Самым известным «проповедником» Зауралья был Стефан Великопермский. Именно с его именем связано первое сообщение о Золотой Бабе в наших летописях (1398 г.):

«…Это был блаженный епископ Стефан, божий человек, живущий посреди неверных: не знающих бога, не ведающих законов, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и кудесникам, и волхвам, и деревьям…».

Информацию о реликвии подтверждает митрополит Симон, своим гневным Посланием пермичам 1510 года. Где осуждает поклонение местных племён — Золотой Бабе. Действительно, легенд и фольклора в тех краях — немерено. Многие истории настолько реалистичны, что грех было не поискать…

Розыск сокровища.

Вплотную к Золотой Бабе подобраться получилось казакам из ватаги Ермака, покорявшим Сибирь в 1582 году. По рассказам немногих выживших участников дерзкого налёта на сибирское ханство Кучума, дотошно записанных сановником Ремезовым, — чубатые отчаюги услышали о «золотом идоле» от беглого чуваша. Узнали: ханты молятся некоему «богу литому золотому, в чаше сидит».

Конный отряд казаков был послан Ермаком на Обь. Нашли только-только очищенное местными огромное святилище у Белогорья. Ханты выскребли все, самого «идола» где-то спрятали. Растворились в бескрайних лесах… Известный голландец, учёный, политик и предприниматель Николаас Витсен в своей «Северной и Восточной Тартарии» (1705г.), ссылаясь на данные Дженкинсона, Гваньини и некого «знатного русского господина», написал:

«У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова «Злата Баба» означают «золотая старуха». Мне сообщают, что остяки и другие язычники — туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У неё на теле звенящие колокольчики. Её очень боятся и почитают…»
(Иллюстрация из открытых источников)

Пленённый в 1703 году под Полтавой шведский офицер и путешественник Иоганн Филипп фон Страленберг провел в русскому плену дюжину лет. Собранный богатый этнографический и картографический материал об открытиях в Сибири издал в «Историко-географическом описании северной и восточной частей Европы и Азии» (1730 г.). Впервые забросил в научный мир не просто описание Золотой Бабы. Попытался дать феномену объяснение, был уверен: речь идет о Йомали (Юмалу) из скандинавских саг. Которые народы Великой Перми величают «Золотой Старухой».

Само собой, проблемой увлеклись этнографы. Особенно плотно занялись вопросом в XVIII веке. На зуб легенды пробовал И. Лепехин, предположив: речь идет о древнем божестве народов коми. Которую спрятали за Обью язычники, категорически не желавшие креститься. Миллер в «Истории Сибири» описывает:

«Это изваяние языческой богини, державшей ребёнка на коленях, которой «остяки» (ханты) приносили жертвы, за что она оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах».

Первый серьёзный исследователь мифологии сибирских народов Новицкий поставил простую научную задачу: найти туземных истуканов, сделанных по образу и подобию человека. Раскопать связанные мифы, нащупать там следы Золотой Бабы. Ученый увидел одного божка. Это была обычная доска с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой женской грудью.

При крайней нужде ханты «отнимали» у идола кусочки золота, после трудных времен вновь «возвращали» взятое на время золото. Говорили о каком-то ещё «огромном идоле». Где он находится — категорически не признавались. «Спрятан», и точка.

(Иллюстрация из открытых источников)

Нащупать след…

Столь частые упоминания в летописях, легендах и фольклоре привели этнографов к мысли: речь всё-таки идёт о некоем реальном историческом артефакте. Но как золотая скульптура попала на север и почему ненцы, ханты, манси и другие народы считают её своей богиней? Первые отгадки забрезжили в конце 80-ых годов ХХ века. Когда советские археологи планомерно вскрывали древнее святилище на реке Священный Лес. Это местечко в большеземельской тундре за Полярным Кругом. Работы велись без малого два десятка лет.

Были найдены предметы двух тысячелетий до нашей эры, первых веков начала нашей. Улов был богат: несколько сотен деталей или обломков женских украшений. Скорее всего, главным божеством тут была некая богиня. Уж не наша ли Золотая Баба? Стали проверять данные этнографов, нашли много любопытного.

Например, «Яга-баба» в переводе с ненецкого означает «речная баба», «речная женщина», «речной предок». Хотя правильное произношение «Баба Яха». На современных картах можно найти множество топонимов в двух вариантах. Русская «Баба-Яга» — ненецкая богиня? Нет, эту версию даже не рассматривали всерьез. Потому что языческая религиозность северных народов отвергает «привязку к образу божества».

Северный абориген поклоняется, приносит дары и жертвенных животных домашнему идолу. Или любому другому, ближайшему в окрестности. Никак его не называя. Просто… «бог». Если охота была неудачной, или случилось несчастье с родственником — виноват «бог». Его нужно наказать. Избить, плюнуть, даже выбросить, если беда большая. Северные народы не могли выбрать себе «Бабу Ягу» в божество, это против правил. Тем более — дать имя конкретному идолу.

Еще один аргумент — это неимоверная древность святилища «Священный Лес», жертвоприношения там творились задолго до появления ненцев. Вполне может быть, представления о какой-то «речной богине» бытовали у их предшественников. Множество географических названий по обе стороны Северного Урала принадлежат этому народу. Они щедро поделились своими географическими (и не только) понятиями. Словами с окончанием на «гласный плюс носовой согласный» звуками: Надым, Пим, Аган, Ляпин, Сабун, Вымь, Локчим, Ухтым и .тд. …

(Иллюстрация из открытых источников)

Баба-Яга.

Востоковед и лингвист, академик РАН Николай Яковлевич Марр ещё в 1920-е годы называл древние народы европейского севера, жившими тут до появления финно-угорских племен, — «северными сарматами» (или «руссами»). Ненцы называли их — «сиртя». Она же «чудь белоглазая» в новгородских и ладожских преданиях, подземный народ неимоверного богатства. 

Было сделано предположение: задолго до прихода на север ненецких и финно-угорских племён здесь существовал культ «водной, речной богини». Позже его адаптировали к собственной культуре пришельцы Северного Алтая. Назначив древнюю богиню «речным предком», духом, второстепенным мифическим персонажем. Очень похоже на то. Даже в современном и искаженном образе «Бабы-яги» явственно видны несколько слоев древнейших верований.

Она — представительница иного мира: богов или что-то к ним очень близкого. Старуха со сверхспособностями (девицу красную пока не берём в анализ, это южные верования другого корня). Владычица и хозяйка лесов, ей подчиняется весь животный мир. Бабе-Яге служат стихии воды и воздуха, от неё зависит плодородие. Живет странно. Избушка на «курьих ножках» (столбы), забор из человеческих костей и венчающих его черепов. Засовы — человеческие руки и ноги, замки — рот с острыми зубами, печь с огнём и лопатой, полёты в ступе с помелом…

Баба-яга — судья, тонко разбирающийся в «правильности и неправедности». Хороший человек после общения с ней, изо рта каменьями драгоценными будет сыпать. Плохой — жабами плеваться станет круглые сутки. Триединая богиня. На все руки мастерица, все миры связала в узел.

(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь на Юга отправимся. Там образ Бабы-Яги другой. Находится много схожих черт с Деметрой, одной из главных богинь древнегреческого пантеона. Тут она молодая девица красоты неописуемой. Благорасположена к людям, заведует плодородием, может принять деятельное участие в тонкостях борьбы жизни и смерти.

Единая богиня?

Но вернемся в святилище за Полярным Кругом. Помимо женских украшений, там найдены культовые изображения человека-лося в бронзе. Антропоморфные «иконки» с лосиной головой. Не самцы-лоси с рогами, исключительно самки-лосихи. Вот и отгадка. Северные народы охотников предпочитали культ этого животного (реже — оленя). Потом верования вытеснялись культом медведя.

Это имело небесное «отражение». У славян — в двух созвездиях, называемых сначала Лосями. Потом — Медведицами. В конце I тысячелетия приуральские народы тоже стали почитать «прокурош тайги», но культы «звёздных лосей» не забыли. Из известных «медвежьих тем» — имя древнегреческой богини Артемиды, «медведицы», «медвежьей богини» за пределами мира эллинов.

Её мама, богиня Лето — родом с далекого Севера. Чужая в крито-минойском Пантеоне древнегреческих божеств. Дочь назначила Охотницей, покровительницей дикого лесного зверья. В ритуалах Артемиды жрецы облачены в медвежьи шкуры (как шаманы Западной Сибири). Ее священные животные — лани, оленихи, лосихи.

А теперь фокус главный. Артемида — неразрывно связана с Гекатой. Которую первые верования греков тоже считали богиней-охотницей, ночной Артемидой. Связующим звеном двух миров: живого и потустороннего. Геката страшненькая баба: ужасное лицо, змеи в волосах, пылающий факел в руке, надзирательница могил и хозяйка мертвецов с призраками. Триединая. Баба-Яга? Вполне…

(Иллюстрация из открытых источников)

Можно подобрать в анализ схожесть черт «Бабы-яги» и хеттских жриц, которые отвечали за погребальные обряды. В Малой Азии (за тысячу лет до появления греков-эллинов на берегах Эгейского моря) ритуал выглядел так: жрица берёт специальным приспособлением «lappa» сожжённый прах покойника, кости складывает в серебряный сосуд. Толкований множество, но сходятся в одном — это забытый обряд проводов души, оценки содеянного потусторонними «подругами жрицы», справедливый суд и путеводная карта потустороннего мира.

Еще. «Ступа» Бабы-яги с санскрита означает — «могила». Индийцы «ступой» называют конусообразные памятники на могилах Будд, прочих мудрецов. Избушка «на курьих ножках»? Как-то напоминает деревянные вместилища сожжённого праха покойного, поднимаемые на столбы. Так иногда хоронили покойников народы «срубной культуры» (II тысячелетие до н. э.) от Днепра до Урала.

(Иллюстрация из открытых источников)

Соберем всё

в «напёрсток», встряхнем. Образы несколько ипостасей древнегреческих богинь, верования о загробном мире индо-европейцев, животные культы. «Яга-баба» вылитая. Как славяне её сначала звали. Триединая богиня. Уж не отсюда ли Троица Святая потом вылупилась, а у индусов — Тримурти (триединство Брахмы, Шивы и Вишну)? Не египтяне ли потом всех своих богов заставляли «на троих соображать», как и римляне?

Образ «триединой богини» хорошо знаком нашим археологам, часто находился в бронзовых языческих идолах I-III вв. нашей эры. На Нижней Оби, верхнекамских бронзовых «иконках» VIII века (трехголовой крылатой богини), владеющей трёхуровневым миром. На серебряном медальоне XII века из Северной Месопотамии, с изображением владычицы животного мира, водной и воздушной стихий… который как-то оказался в старом святилище близ Салехарда, на Полярном Круге.

(Иллюстрация из открытых источников)

Золотая Баба…? Это молодка. Тень верований в Великую Богиню, Мать Мира. У нас она сохранилась архаичной Бабой-Ягой. В греческой мифологии это Кибела, прародительница богов Олимпа. С последующей передачей своего функционала богине Лето, потом — Артемиде.

А как проходили ритуалы Кибеле? О, это была ярость и забвение всего мирского! Безумный восторг и экстаз, когда жрецы ножами и мечами наносили себе страшные раны. Жизнь храмового служителя Кибелы была не очень долгой, но вела (как считалось) к самым вершинам искусства «общения с богами». Принадлежность самых старших служителей культа отмечалась… зубчатой короной. На шаманов сибирских не похоже ли?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх