Мы редко задумываемся о том, кем же на самом деле являемся. Совершая те или иные действия, общаясь с другими людьми, да и вообще, просто мечтая, мы воспринимаем своё существование, как данность, не особо задумываясь о том, что же на самом деле управляет нашим телом, что формирует наши мысли, что именно внутри нас воспринимает информацию об окружающем мире.
Современная наука называет это сознанием. Причём, считается, что это – не объект, не процесс, не какая-то сущность. Поскольку наука целиком и полностью материалистична, то она трактует сознание, как сложную функцию мозга. Совершенно иной подход к сознанию и телу (мозг же является частью тела) наблюдается у идеалистов. Эти мыслители считают, что наоборот, первично сознание, а тело – вторично. По их мнению, материальный мир вообще не существует вне их восприятия.
Обе теории имеют свои достоинства и недостатки. Однако, обе имеют одну общую особенность – в каждой присутствует набор качеств, описывающих какую-то конкретную личность. В религии эта совокупность называется душой. Так или иначе, факт присутствия души признают все, однако, каждое философское направление по-своему трактует это понятие.
Человечество, с момента своего возникновения, больше всего интересовалось только одним вопросом: бессмертна ли душа? Факт смертности тела был очевиден, однако угасало при этом сознание навсегда или куда-то девалось?
Идея реинкарнации, то есть переселения души в другое тело в момент смерти, присутствует во множестве религий. К ним относятся, в первую очередь, восточные религии: индуизм, синтоизм и даосизм. Также идея реинкарнации принимается различными течениями эзотериков, язычников, каббалистов и даже гностиков.
Отдельно следует сказать, что изначально христианство также было построено с использованием идей реинкарнации. Однако, в 325 году на Никейском соборе это учение было отвергнуто большинством голосов присутствовавших на соборе священников. Собственно говоря, этот собор был чем-то вроде партийного собрания, на котором принимался устав новой «партии власти»: новое духовенство создавало новую религию. По результатам решения этого собора редактировались и цензурировались «священные писания» и учение о реинкарнации было из Библии изъято.
Таким образом, большинство людей, пребывающих в религиях, в большей или меньшей степени считают переселение душ вполне допустимой вещью. Вопросом о проверке этой идеи занимались многие энтузиасты. Одним из них был биохимик Ян Стивенсон.
Сразу следует сказать, что это был не какой-нибудь «поехавший» религиозный фанатик, а вполне себе серьёзный учёный, в 25 лет защитивший диссертацию по медицине. Более 50 лет он собирал свидетельства реинкарнаций. Началом его поисков стала история одного индийского мальчика.
Из исследованных Стивенсоном более трёх тысяч случаев, около трёх десятков имели серьёзные подтверждения. Все они относились к детям, возрастом не более пяти лет. Стивенсон писал, что нет ничего более загадочного, что дети, едва умеющие говорить, оперируют серьёзными взрослыми понятиями и знают характеры личностей, живших совсем в другом месте и даже теоретически не имеющих возможностей контактировать с их семьями.
Свою работу Стивенсон описал в четырёх книгах, в которых описывал наиболее яркие и впечатляющие случаи реинкарнации; тут же он приводил биографии людей, души которых обитали в разных телах. Стивенсон пытался различными способами объяснить эти феномены, в первую очередь с точки зрения своих специальностей – биохимии и психиатрии.
Мнение учёного мира о работе Стивенсона разделились, однако, примерно две трети учёных, к которым он обращался за рецензиями, отметили, что работа проводилась с достаточной научной строгостью и её результаты можно признать вполне научными. Но самым удивительным являлось то, что Стивенсон считал реинкарнацию вполне себе материальным процессом и нисколько не сомневался в материальной основе человеческой души.
Возможно, поводом к таким допущениям послужили опыты Дункана Макдугалла, проводимые им в начале XX века. Исследуя вес туберкулёзных больных в момент смерти, Макдугалл сделал открытие, суть которого сводилась к тому, что в момент смерти масса тела уменьшалась на 10-20 граммов. На основании этого он сделал вывод, что именно это и есть масса души, покидающей тело. Для того, чтобы удостовериться, что такая потеря массы свойственна лишь человеку, Макдугалл проводил аналогичные опыты с собаками и другими животными, и никакой потери массы не наблюдал.
Интересно, что учёный мир практически никак не критиковал результаты экспериментов Макдугалла. И не удивительно – эксперимент был поставлен по всем правилам, точность весов была достаточной. Ну, правда, следует сказать, что согласившись с выводами о потере массы, идею о том, что это и есть душа открыто никто не поддерживал. Вопрос о душе повис в воздухе почти на сотню лет.
Однако, за эти сто лет, не сумев никак объяснить этот феномен, учёный мир решил эффектно уйти от неудобных результатов. С 2008 по 2013 год почти десяток учёных – от физиков до биологов, бросились критиковать Макдугалла. Причём, все их придирки носили сугубо технический характер: то весы, дескать, были «не те», то «повторить не удалось» и так далее. Хотя, никто и не пытался повторить его опытов! Что, по меньшей мере, странно. Туберкулёз до сих пор является причиной смерти огромного количества людей; казалось-бы, возьми да и повтори, опровергни кажущуюся тебе неправильной теорию. Но, желающих нет. Возможно, боятся противоположного результата…
Свежие комментарии