Кроме сотворения жизни и живых организмов есть в Библии, вероятно, еще более сложная для понимания загадка: зачем Бог создал человека? И, скорей всего, ответа на этот вопрос мы не узнаем. Хотя бы по той простой причине, что замыслы Всевышнего человеку неведомы. И тем не менее, экзегеты Библии все таки делают попытки найти ответ на этот вопрос.
Разумеется, в основе их толкований лежат лишь версии, предположения. Ко всему, подчас они весьма упрощены.Действительно, зачастую они пользуются аксиомой, по которой человек появился потому, что этого пожелал Бог. А создал Бог человека, возможно, для того, чтобы тот представлял Его в мире, потому как Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но, опять таки, вопрос: кому представлял? Человеку?! Замкнутый круг. Потому такой ответ вряд ли может соответствовать истине.
Версии — зачем Бог создал человека
Некоторые из богословов считают, что Бог создал человека ради того, чтобы тот поклонялся своему Творцу. Другие экзегеты утверждают, что Бог сотворил человека с одной целью: чтобы Бог, глядя на Свое творение, испытывал радость. Однако это Всевышнему ни к чему, потому как Он совершенен и бесконечен, всемогущ и самодостаточен, и к человеческому поклонению, скорей всего, Он относится нейтрально. Что же относительно радости, то это явно человеческое чувство, и трудно сказать, испытывает ли его Бог.
А вот старец Иосиф Ватопедский в «Афонских беседах» о сотворении человека говорит: «Любовь, как одно из свойств Бога, – причина творения. В силу своей всеобъемлющей любви восхотел Бог создать существа, которые стали бы причастниками Его совершенства.
Справедливо потому пишется, что все, что Он создал, было “хорошо весьма”».Со своей стороны, суммируя учения отцов Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин о причине сотворения написал: «Итак, поскольку благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Самого Себя, но от чрезмерной благости пожелал сотворить существа, которые мог бы облагодетельствовать и сделать причастниками Своей благости, из ничего Он приводит в бытие и творит Вселенную – невидимый и видимый миры, и человека, состоящего из обеих стихий: видимой и невидимой. Бог имеет намерение и творит, и мысль становится делом, исполняется Словом и завершается Духом». По этой версии, Всевышний сотворил человека для того, чтобы сделать его причастным к Своей доброте.
По поводу необходимости сотворения человека Всевышним есть еще такая богословская концепция, на первый взгляд даже в определенной степени парадоксальная. Согласно ей, человек был создан для того, чтобы он стал владыкой над миром, сотворенным Бог.
Все потому, что этот мир не в состоянии воспринять Создателя, и потому Господь непосредственно не властвует над ним. Поэтому Бог не только предоставил человечеству способность реагировать на перемены в окружающем мире, но и управлять этим миром.
Гармония между мирами
Потому как Всевышний сотворил человеческую плоть из основных элементов видимого мира, это – вода, земля и воздух, что дает возможность человеку ощущать материальный мир и главенствовать над ним.
Со своей стороны, духовный мир человека состоит из невидимых элементов, и, при помощи этой своей части, он способен ощущать незримый, или астральный мир и так-же владычествовать над ним. И общаться с ним. К примеру, в Библии говорится, как на горе Преображения перед Иисусом Христом появились Моисей, умерший больше чем 1600 лет до этого, и Илия, который умер 900 лет назад (Мф. 17: 3). Но, как легко догадаться, в действительности Ему явились их астральные «я».
Кроме этого, Господь создал человека, чтобы он стал так-же центром гармоничного взаимодействия этих двух миров. То есть суммарным воплощением всего того, что есть во Вселенной. Так, астральный мир человека является воплощением невидимого мира, а физическое тело человека – воплощением видимого, физического мира. Потому нередко человека называют Вселенной в миниатюре, или суммарным воплощением Вселенной. Но из-за грехопадения предначертанные Богом способности и возлагаемую на него роль человек утратил.
Добро и зло
Согласно еще одной версии, появление человека связывают с силами добра и зла, точней, с грехопадением ангелов. Дело в том, что, по христианским представлениям, у Создателя есть еще армия слуг и помощников, которые разделены на иерархии. Их – три. Первая иерархия — серафимы, херувимы, престолы; вторая – господства, силы и власти; третья – начала, архангелы и ангелы.
Из этих трех иерархий ближе всего к людям находится третья, потому как через ее представителей осуществляется контакт Бога с сотворенным Им миром и человеком, так как они исполняют Божью волю. Так, начала ведают судьбами стран и народов, архангелы являются небесным воинством, а ангелы – посредниками между Богом и человеком.
В свою очередь, из Библии мы знаем, что один из херувимов решил стать равным Богу и был низвергнут Господом с небес. Его имя – Люцифер. Потому возможно сделать предположение, что человеку предназначена роль некого третейского судьи, который своим поведением должен поддержать или Бога, или Люцифера, то есть Добро или Зло. Причем в этой роли, в первую очередь выступает духовный, внутренний мир человека. Именно за его обладание и сражаются две эти силы с той поры, как появился человек.
Сознание человека
Впрочем, человек может выступать не только осознающим свое предназначение третейским судьей, но и своеобразным полем битвы ментальных сил. И это поле — сознание человека.
Такого рода объяснение вполне согласуется с тем фактом, что изначально в природе человека была заложена печальная и роковая двойственность, совмещающая в себе добро и зло. Это предположение может очень красноречиво подтвердить факт убийства Каином Авеля, причем убийства преднамеренного, обдуманного. Создавая человека, Бог конечно же знал об этой двойственности души человеческой. Именно по этой причине и появилось вышеизложенное соображение.
А. Бернацкий
Свежие комментарии