27 июня 1942 года из Исландии вышел печально известный конвой PQ-17. Конвой состоял из 35 транспортов, которые перевозили груз стоимостью 700 млн долларов. Этот караван охраняли значительные силы британского флота. В состав эскорта входили два десятка эсминцев, несколько крейсеров и линкоров, а также авианосец.
Встреча К-21 и немецкой эскадры
В полдень 5 июля на перехват конвоя союзников из своего логова вышел легендарный линкор Tirpitz («Тирпиц») в сопровождении двух тяжёлых крейсеров и девяти эсминцев.
В 16:00 германская эскадра уже была в районе мыса Нордкин. В этой акватории несла своё дежурство советская крейсерская подводная лодка К-21 — одна из самых мощных и крупных субмарин ВМФ СССР. Спустя полчаса гидроакустик подлодки доложил капитану 2-го ранга Николаю Лунину о странном шуме.

Шум усиливался с каждой минутой. Командир отдал приказ развернуть лодку в сторону предполагаемых кораблей. Погода была хорошей, и каждое поднятие перископа грозило обнаружением. Несмотря на это, Лунин несколько раз поднимал перископ, рискуя выдать положение лодки. Тем временем шум становился всё громче.
В 17:12 командир подлодки установил визуальный контакт с эскадрой и увидел неясные силуэты немецких эсминцев. Через 11 минут он опознал линкор «Тирпиц» и один из тяжёлых крейсеров. Корабли Кригсмарине были построены в противолодочный ордер и, справедливо опасаясь подводных лодок, двигались по непредсказуемой траектории.
По расчётам советских подводников, их скорость составляла 22 узла.«Атакую “Тирпиц”!»
Николай Лунин принял решение атаковать, несмотря на все риски. К-21 незаметно прошла барьер эсминцев и оказалась в самом центре немецкого ордера. Командир рассчитал оптимальный угол и курс торпед и дал приказ подготовить к пуску носовые аппараты.
Но спустя пару минут немцы неожиданно изменили курс. Атака из носовых аппаратов оказалась невозможной. Однако Лунин решил торпедировать корабли с кормовых торпедных аппаратов. Подлодка совершила очень опасный манёвр. В центре ордера эсминцев она развернулась кормой, рискуя быть обнаруженной. Дистанция была предельной.
В 18:01 «Тирпиц» подошёл к углу упреждения, и командир дал приказ: «Аппараты! Пли!». К-21 дала залп из четырёх кормовых торпед, после чего погрузилась на глубину 30 метров.

Прошло 2 минуты 15 секунд, и акустик доложил о двух взрывах. Николай Лунин также сообщил, что головной эсминец совершил довольно странный манёвр: он развернулся навстречу линкору. По его мнению, миноносец решил спасти линкор от обнаруженных торпед, пожертвовав собой. Через полчаса с момента торпедной атаки подводники услышали три раскатистых взрыва неизвестного происхождения.
Командир субмарины решил, что атака прошла успешно. К-21 покинула немецкий ордер. Лунин немедленно телеграфировал об атаке на линкор «Тирпиц» в штаб Северного флота.

После доклада Лунина советской авиацией была обнаружена немецкая эскадра. По данным разведки, скорость ордера составляла лишь 10 узлов, а эскорт состоял только из 7 эсминцев. На основе разведданных командующий Северным флотом посчитал атаку Николая Лунина успешной.
Об отважных подводниках, которые в одиночку спасли союзный конвой от полного уничтожения, узнал весь мир. В тяжёлые времена Николай Лунин стал героем, в котором нуждался советский народ.
Была ли атака действительно успешной?
После войны уцелевшие документы Кригсмарине оказались в руках союзников. К удивлению многих, в вахтенном журнале не было никаких упоминаний о повреждениях эсминца и линкора «Тирпиц». Согласно этим документам, немцы даже не заметили самого факта торпедной атаки.
Есть мнение, что эти документы и фотографии могли быть сфальсифицированы. Однако скрыть потерю эсминца или повреждение самого мощного корабля Кригсмарине было попросту невозможно. После потопления корабля должна была начаться спасательная операция, а на месте атаки остались бы обломки. Но ни один из участников похода (экипаж одного линкора насчитывал более 2 000 человек) не мог ничего сказать об атаке. Ремонт «Тирпица» также не мог остаться незамеченным. Ведь линкор находился под постоянным наблюдением британской и норвежской разведки.

Два таинственных взрыва, которые услышали подводники, также могут иметь объяснение. Для торпед всех воюющих стран была характерна ненадёжность: они могли взорваться, не дойдя до цели. Были случаи, когда при прямом попадании торпеды не детонировали. Кроме того, условия, в которых проводилась торпедная атака, сводили шансы на попадание к минимуму. Командир К-21 понимал всю ответственность и не мог рисковать своей командой.
Множество фактов говорит о том, что Николай Лунин промахнулся. Однако это никоим образом не умаляет подвиг советских подводников. Выйдя в атаку на мощнейший корабль противника в сопровождении эсминцев, экипаж советской подлодки продемонстрировал своё мужество.
Подлодка К-21 всё-таки сыграла свою роль в спасении союзного конвоя. Радиосообщение об успешной атаке линкора было перехвачено немецкой разведкой. Вскоре был получен сигнал и от британской субмарины. По этой причине «Тирпиц» и корабли охранения вернулись на базу вскоре после отплытия. Это, вероятно, спасло торговые суда от полного уничтожения.
Свежие комментарии