На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 554 подписчика

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Л.Грот о значении древнерусского слова "Кола".

Несомненно, одним из древнейших русских слов является "Коло", которое имело отношение к древним ведическим солярным культам. Не случайно топонимы с таким термином встречаются достаточно часто как на территории России, так и славянских государств Восточной Европы.  У нас это - Кольский полуостров, река и город Кола в Мурманской области.

  Но и на просторах Сибири топонимы с содержанием слова "Кола" отнюдь не редки.  Сейчас даже существует версия, что р.Колыма изначально имела название "Коло-ма".  Подобные топонимы можно обнаружить также на Урале и Алтае.

Вот, что об этом можно прочесть в книге кандидата исторических наук Лидии Грот под названием "Прерванная история русов": "Основу древнейшей сакральной общности, связывавшей в древности народы нашей страны, составили, по моим предположениям, солярные культы.  Постараюсь раскрыть высказанное предположение, используя некоторые из них, а также такой источник, как историческая топонимика.  Связующим звеном в обширной тематике солярных культов послужит анализ слова Кола .

Необычайно широкое распространение имени Кола в качестве топонима или топоосновы кола-/кол- в Восточной Европе и Сибири давно привлекало моё внимание.  Можно отметить и многочисленные топонимы Кольского полуострова на севере: река Кола, Кольский залив , название самого полуострова, острова Колгуев и др., и древнее название Кавказа у Гекатея Милетского (конец VI–V в. до н. э.) как Кольские горы ; на юго-восток от полуострова Кола – летописная Колопермь и р. Колва, а также – Колыванский камень – сохранившееся в народной традиции название Урала, поскольку слово «камень» в древнерусской традиции означало и отдельную гору, и горный кряж, но совершенно конкретно относясь к Уралу, который, вероятно, играл важную сакральную роль в древнерусском народном мировоззрении, ибо камень – один из наиболее древних объектов почитания; далее через Урал – Колыванская дорога, Колыванский ключ, Колывани Западной Сибири вплоть до Колывани камнерезной на Алтае вблизи реки Колыванки, озера Колывань и Колыванского хребта; Колывань/Таллин и Колобжег на Балтийском Помории – один из главных древних городов Помория наряду с Волином и Щецином, а также город Коло в нынешнем Кольском повяте (районе) Великопольскоого воеводства. Есть, кроме того, многочисленные Колывани в Поволжье, в центральных областях России и т. д...

Но анализ феномена имени Кола сразу же наталкивается на серьёзную проблему.  Если Кола как антропоним явно принадлежит к индоевропейской культурно-языковой традиции, то Кола как топоним рассматривается в большинстве случаев в лоне уральской языковой семьи.  Определяется это тем, что, согласно существующим в науке представлениям об этнической карте евразийских ареалов в древности, вся огромная территория от Ангары до Балтики, включая северную и центральную части Восточной Европы с верховьев Волги и Оки и на север до Белого моря, начиная с конца IV – начала III тысячелетия до н. э. и вплоть до середины – конца I тысячелетия н. э., т. е. до расселения носителей восточнославянских языков, была заселена носителями одной-единственной языковой семьи – уральской.  Что древнейшей, этнически верифицируемой языковой общностью северных и центральных областей Восточной Европы являлись исключительно народы уральской языковой семьи, т. е. носители финно-угорских и самодийских языков, мигрировавших со своей прародины близ Северного Урала, между нижними течениями Оби и истоками Печоры в пределы Восточной Европы не позднее эпохи неолита (с рубежа IV–III тысячелетий до н. э.).

Хотя вместе с этим продолжают указывать на то, что в северной топонимике по-прежнему много белых пятен, происхождение названия не всегда может быть объяснено, нередко первоначальное значение слова утрачено и пр.  В качестве примера ссылаются на три наиболее значительные реки Кольского полуострова – Колу, Кандалакшу и Тулому.  По каждому из этих названий предпринимались попытки искать этимологию названий из саамского языка, но даже с оговоркой, что названия могли претерпеть ряд фонетических изменений в результате недопонимания и ослышки, все-таки констатируется, что с полной уверенностью нельзя остановиться ни на одном из предложений.

Так обстоит дело с гидронимом Кола на Кольском полуострове – его финно-угорское происхождение лингвистическими исследованиями подтвердить не удалось.  Поскольку известно, что названия рек и других водных феноменов обнаруживают особенную консервативность, то попытки толковать из саамского или других финно-угорских языков и такие названия, как Кольский залив, да и сам Кольский полуостров, тоже могли бы быть признаны бесперспективными.  Но к этим топонимам я вернусь позднее...

Упомянутый феномен интересен вот в каком смысле.  Когда лингвисты – специалисты в области саамского языка отмечали невозможность истолкования многих топонимов Севера из саамского языка, то ими высказывалось предположение, что часть из таких топонимов – наследие населения каменного века, которое проживало на этой земле до саамов.  На мой взгляд, это очень интересная мысль, которая напоминает нам о том, что Восточная Европа не была незаселённой пустыней до миграций сюда носителей уральской семьи языков.  Люди там жили, и вопрос только в том, следует ли их относить к этнически не верифицируемому палеоевропейскому населению, или всё-таки их верификация возможна через индоевропейские языки, а также через индоевропейские сакральные традиции, в частности через древнерусскую традицию.

В древнерусской традиции, как представляется, слово Кола выступает одним из вселенских образов, генетически восходящих к очень глубокой древности.  В русском языке эта мысль находит подтверждение в таких терминах, как коловорот или коловращение , то есть круговорот, непрерывное вращение, вихрь – образы первозданного созидательного хаоса.  Одним из наиболее древних индоевропейских терминов для обозначения организующего принципа, благодаря которому из Хаоса возникла Вселенная, является термин рита арийской традиции.  В ряд определений этого многозначного понятия входит и круговращение, или движение регулярного и циклического характера. Т.Я. Елизаренкова, исследовательница и переводчица Ригведы, отмечала, что рита являлась законом круговращения Вселенной, обеспечивавшим правильность функционирования природы и человека.

Таким образом, семантика, содержащаяся в имени Кола и сохранённая русским языком, связывает это имя с ведийским вселенским законом риты и заключает в себе основополагающую идею индоевропейского мировоззрения.  Особую важность имени Кола в древнерусской традиции придаёт тот факт, что оно имеет астральные проекции.  Основа этого имени – кол- образует название Полярной звезды. А.Н. Афанасьев сообщал, что «Северную Полярную Звезду казаки называют: Прикол-звезда; в Томской губ. она известна под именем: Кол-звезда…  Прикол – это небольшой, четверти в полторы, железный кол, на тупом конце которого приделано кольцо; когда нужно пустить лошадь на траву, наездник вдавливает в землю прикол по самое кольцо и привязывает к нему лошадь на длинной верёвке или аркане».  Помимо этого Колой в Древней Руси называлось важнейшее созвездие Северного полушария – созвездие Большая Медведица...

С какого-то времени астральная природа Колы соединилась и с солнечным культом, поскольку в русском языке слово кола/коло вобрало и сохранило значения большинства главных солярных символов.  В словаре И.И. Срезневского отмечено, что коло – это «круг, колесо, дуга».  У  В.И. Даля, кроме значений «окружность, колесо, обод», отмечено такое значение для колы, как «повозка на колёсах, телега».  Перечисленные предметы относятся к общеизвестным атрибутам или символам солнца, сохранившимся в обрядах, фольклоре, народном искусстве.  Круг и колесо стали как изобразительными, так и мифопоэтическими символами солнца и в ареале восточноевропейской культурно-языковой традиции: помимо древнерусского коло , это и объятое пламенем колесо – орудие Дочери Солнца из осетинского эпоса.  Известен этот образ и у других индоевропейских народов, например, у кельтов круг или колесо также символизировали солнце.

Тот факт, что в слове кола/коло отразились и значение «колеса», и значение «телеги», обнаруживает динамику развития, идущего из древности, поскольку уподобление солнца колесу относится к более ранним периодам, чем соединение образа солнца с возом, телегой или колесницей.  Причём подобная трансформация легко сопоставима с ходом развития многих древних культов.  Общеизвестно, что некоторые боги солярного культа имели более древнее, часто тотемное происхождение.  Таковы, например, Аполлон, древняя тотемная природа которого отразилась в прозвищах Волчий или Мышиный, или древнее индоиранское божество Митра, согласно мифу рождённое скалой, что должно было восходить к древнейшим культам камнепоклонства.  Аналогичный путь прошёл, как нетрудно заметить, и образ божества, скрытого за именем Кола : от палеолитических «медвежьих культов», персонифицированных в имени Большой Медведицы, до традиций солнцепоклонства, представленных многочисленными солярными знаками уже в Оленеостровских могильниках: на Южном Оленьем острове Онежского озера (вторая половина VI тысячелетия до н. э.) и на Большом Оленьем острове в Кольском заливе Баренцева моря (II тысячелетие до н. э.).

Имя Кола в русском языке легло и в основу слова колесница , которое в Ригведе как раз и ассоциируется с ритой : «сверкающая колесница (вселенского) закона».  Обозначение созвездия Большая Медведица как колесницы или воза/ повозки было выявлено у многих индоевропейских народов.

Археологические данные позволяют измерить глубину истоков этого единства.  Появление колесницы у индоевропейцев датируется археологами серединой III тысячелетия – II тысячелетием до н. э., т. е. временем, когда носители индоевропейских языков локализуются учёными в Восточной Европе.  И образ тесно связанной с Севером Большой Медведицы – Колесницы – Колы показывает, что восточноевропейский Север входил в общеиндоевропейскую мировоззренческую систему.  Колесница как зримое воплощение вселенского закона и высшей организующей силы сделалась постепенно атрибутом ряда божеств у многих индоевропейских народов, прежде всего божеств солярного культа. Констатация данного факта позволяет перейти к рассмотрению имени Кола в связи с традицией празднования зимнего торжества в честь декабрьского солнцеворота, которое в русской, украинской и белорусской традиции носило имя Коляды.   Интересно отметить, что у болгар месяц декабрь носил название коложег.   А.Н. Афанасьев усматривал родство этого названия с древнеарийскими представлениями о зимнем повороте солнца как возрождении нового солнца, ассоциировавшегося с возжиганием новым пламенем солнцева колеса богом-громовиком".

Как видим, термин "Коло" является одним из древнейших на территории нашей страны и относится еще ко временам общей индоевропейскрй общности, из которой несколько тысячелетий назад и вычленились древние русы, оставшиеся на территории Восточной Европы в качестве автохтонного населения задолго до прихода туда финно-угорских народов.  При этом, распространенность этого термина на территории Сибири позволяет предположить, что некогда и эту территорию также заселяли светловолосые и светлоглазые европеоиды, относящиеся к той же солярной ведической культуре, что и русы (подтверждается ДНК-генеалогией А.Клесова).  Легенды и мифы об этих белых богатырях имеют все малые народы Сибири, указывая, что они здесь уже жили задолго до прихода в Сибирь самих этих малых народов.

Таким образом, исследования Л.Грот косвенно подтверждают, что и Сибирь многие тысячелетия была местом обитания белых народов ведической солярной культуры.  Мы не знаем наверняка, как называли себя эти народы и государства, в которых они жили.   Но можно с уверенностью сказать, что миф о том, что Сибирь якобы всегда была "дикой и малозаселенной" территорией придуман фальсификаторами истории как раз для того, чтобы сокрыть от нас сам факт существования этой древней ведической цивилизации.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх