На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Катастрофа теплохода “Александр Суворов”

«Александр Суворов» – пассажирский теплоход, относится к самым крупным советским речным пассажирским судам. 1983 год, 5 июня – вечером теплоход, который следовал по маршруту Ростов-на-Дону – Москва, подошел к Ульяновску.

В 22.45 на полном ходу зашел под несудоходный 8 пролет Ульяновского моста, верхними палубными надстройками задев конструкцию. Как результат у теплохода была полностью снесена рубка, отсек, в котором находился кинозал, срезаны дымовые трубы. Это стало самой крупной катастрофой в истории отечественного речного флота, повлекшей за собой большие человеческие жертвы.

Характеристика

Корабль, который входил в серию из 9-ти единиц, было построен в 1981 году в городе Комарно (Чехословакия) на верфи «Словенске Лоденице» по проекту 92—016 (тип «Валериан Куйбышев»). Характеристики теплохода: длина – 135,8 м; ширина – 16,8 м; высота надводного борта – 5,05 м; осадка – 2,9 м; водоизмещение – 3935 т; Три дизеля мощностью по 1000 л.с.; Скорость 25 км/ч. Количество посадочных мест 336.

Ход событий

1981 год – теплоход «Александр Суворов» прибыл в Ростов-на-Дону и вошел в состав Волго-Донского речного пароходства. Судно принял капитан Владимир Вениаминович Клейменов. 1983 год – с началом навигации «Александр Суворов» ходил с туристами до Астрахани и по маршруту Ростов – Москва – Ростов. 1 июня – он отправился в очередной рейс на Москву.

На борту было 330 туристов, команда – 50 человек и 35 обслуживающего персонала. Во время рейса судно было перегружено, на его борту находились еще знакомые и родственники членов экипажа.

5 июня – теплоход пришёл в Куйбышев, в полдень он продолжил рейс и в 20:55 двигался в направлении Ульяновского моста, который имеет 15 пролетов общей длиной больше 2-х км.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-1

21:00 – большинство туристов собралось в кинозале. Помещение рассчитанное на 200 человек было переполнено. После 21:30 вахтенный штурман вышел на связь с диспетчерами Ульяновского порта и запросил габаритные размеры моста. Начинались сумерки, что затрудняло управление теплоходом, так как знаки судоходной обстановки уже, а огни – еще не видны.

Катастрофа

Произошла трагедия в 21:40 теплоход «Александр Суворов» врезался в ферму шестого несудоходного пролёта верхней частью надстройки на высоте 1 м от верхней палубы. За 15—20 сек. рубка, кинозал, козырьки дымовых труб, шлюпбалки были снесены.

Во время столкновения корабля с мостом к последнему подходил грузовой состав на скорости 70 км/час, массой 3300 тонн, из 53 вагонов. Увидев возникшее искривление рельсов, машинист предпринял экстренное торможение, однако 11 вагонов (включая цистерну с бензином) все равно сошли с рельсов.

На теплоходе вышла из строя система дистанционного управления главными двигателями, они остановились, по причине смятия выхлопных труб, однако судно продолжало двигаться по инерции еще примерно 300 м.

Капитан, был во время аварии у себя в каюте (он отдыхал, готовясь заступить на вахту с полуночи), услыхав скрежет, вскочил и побежал к рубке, однако сильный удар его выбросил за борт, он пролетев по воздуху 10 м, упал в воду. Судно ушло вперед, а Клейменов заметил невдалеке шлюпку, забрался в нее и смог спасти несколько оказавшихся в воде женщин-туристок.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-2

Спасательные работы

22:00 – в дежурную часть УВД Ульяновского горисполкома позвонил инспектор ГАИ с докладом о произошедшей аварии на мосту. Туда был направлен катер речной милиции, команда которого взяла на буксир 2 шлюпки с «Александра Суворова» и поднял из воды несколько туристов. Нескольких человек подобрал катер, который вышел с городской спасательной станции, получившей сигнал от железнодорожников.

К 22 часам к судну для оказания помощи подошел теплоход «Балтийский-48». В то время на аварийном корабле уже начали разбирать завалы, извлекать погибших и раненых, которым оказывалась первая помощь.

22:10 – второй штурман «Александра Суворова» по УКВ-связи доложил пассажирскому диспетчеру о произошедшей катастрофе. Теперь к аварийному теплоходу направились разные суда, началась эвакуация пострадавших и поиск людей на воде. Туристов, которые не получили травм, доставили в порт и разместили в гостиницах города. На поврежденном теплоходе «Александр Суворов» остались только члены экипажа.

Последствия катастрофы

Власти Ульяновска сообщили о произошедшем в Москву: в ЦК КПСС, прокуратуру, КГБ и Министерство речного флота РСФСР. 6 июня – утром буксиры отвели судно к противоположному от города берегу, а уже к вечеру на нем начала работать следственная комиссия. Спустя 3 дня теплоход отправили в затон Судостроительного судоремонтного завода имени 40-летия Октября.

В Москве создали Правительственную комиссию под председательством Г.А. Алиева, а Прокуратурой РСФСР была сформирована специальная следственная бригада. Для поиска частей теплохода «Александра Суворова» и тел погибших были привлечены спецсредства и водолазы Подводречстроя, а также две группы водолазов ВМФ (всего 70 водолазов). Работали круглосуточно, подъем частей корабля с глубины 22 м закончился 13 июня, а последнее тело нашли 24 июня. В катастрофе погибло 176 человека, из низ 13 умерли в больницах, а остальные – непосредственно на теплоходе или в воде.

 

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-3

Расследование

Одним из основных вопросов для комиссии, было установление факта возможности прохода судов через шестой пролет моста. Для определения, как различаются пролеты с расстояния 3 км и меньше в период времени, когда произошла авария, было проведено 2 эксперимента. В ходе эксперимента выяснили, что пролеты моста различаются четко, и определить судоходный пролет не составляет труда. Но к экспериментам были привлечены суда меньших, чем «Александр Суворов», размеров (разница в высоте), наблюдение велось особо тщательно, да еще и не учитывали ухудшение ориентировки из-за городского освещения.

Причины трагедии (официально)

13 июня было утверждено заключение по расследованию причин аварии судоходной инспекции. В числе причин катастрофы назывались:

• Небрежное выполнение своих обязанностей первым штурманом Е. Митенковым;

• Халатное выполнение своих обязанностей вахтенным рулевым;

• Необеспечение капитаном надлежащего уровня исполнения своих обязанностей вахтенной службой;

• Отсутствие сигнальных огней на мосту;

• Сторожевая будка над шестым пролетом (будка издалека была похожа на обозначавший судоходный пролет сигнальный щит).

Комиссия между тем опрашивала экипаж, работников ресторана, туристов. В особенности интересовались: была ли на корабле во время трагедии пьянка с участием вахтенных судоводителей. Как выяснилось, они алкоголь не употребляли; не было обнаружено алкоголя в крови и у погибших вахтенного штурмана и рулевого.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-4

Потом следствие начало выяснять, как была организована служба, собиралась информация о личных и деловых качествах капитана, первого штурмана и рулевого. Никаких сведений, порочащих этих людей, не нашли. Допрошенный в больнице капитан тоже не смог объяснить, почему первый штурман повел теплоход не в тот пролет. Только второй штурман предположил, что вахтенные могли потерять ориентировку. Пришли к выводу, что непосредственными виновниками являются погибшие во время аварии вахтенный штурман и рулевой. А капитану вменили в вину систематическое нарушение служебных обязанностей, что в последствии привело к катастрофе.

Заключение комиссии

Здесь не обошлось без казенных формулировок. В заключение Правительственной комиссии было сказано, что катастрофа произошла вследствие грубейших нарушений первым штурманом правил судовождения. Капитаном были нарушены требования нормативных документов в части организации службы на судах, он недолжным образом осуществлял руководство деятельностью командного состава судна. Комиссия указала и на недоработки служб, в ведении которых был Ульяновский мост: на ненадежную работу световой сигнализации, неоперативное устранение неисправностей, что могло поспособствовать неправильному выбору курса теплохода.

Капитан В. В. Клейменов свою вину признал частично, тем не менее 10 сентября 1983 года его приговорили к 10-ти годам лишения свободы. В заключении Клейменов провел около 6-ти лет, а затем был освобожден по состоянию здоровья; в 1990 году он умер от инфаркта.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-5

Судьба теплохода

После аварии теплоход был отбуксирован на судоремонтный завод в Измаиле, где его полностью восстановили. Он был передан в собственность Волжского объединенного речного пароходства. В 2008 году теплоход на переходе из Москвы в Тверь снова попал в аварию. Во время прохождения шлюза корабль получил подводную пробоину и не смог продолжать рейс. К счастью, обошлось без пострадавших. Туристов были вынуждены возвращать в Москву на автобусах.

В 1999 году в память о трагедии в Ульяновске был установлен крест, а через 9 лет – памятный знак в виде фрагмента мостового пролета.

Н. Кузнецов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх