На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Волны-убийцы

«Волны-убийцы» (блуждающая волна, волна-монстр, белая-волна, волна-разбойник…) — огромные океанские одиночные волны, высота которых достигает 20—30 метров (встречаются и больше). Волны-убийцы представляют из себя самую непосредственную опасность для кораблей. В течении долгого времени блуждающие волны считались вымыслом.

1840 год — в ходе своей экспедиции в Южный океан мореплаватель из Франции Дюмон Дюрвиль стал очевидцем необычной гигантской волны в высоту около 35 метров. Его доклад на заседании французской академии вызвал дружный смех. Ни один академик не мог поверить в то, что подобные волны существуют.

Гибель сухогруза «Дербишир»

Интенсивное развитие мореплавания и судостроительства в последующие полтора столетия предоставило множество свидетельств существования необычных огромных волн, подобных той, что видел Дюрвиль. Волнами-убийцами всерьез заинтересовались исследователи после исчезновения британского 295-ти метрового сухогруза «Дербишир» и всего его экипажа в составе 44 человек у японских берегов в 1980 году.

Английский сухогруз «Дербишир» был одним из громадных судов в истории – на его поверхности легко можно было разместить три футбольных поля! Он был похож на символ надежности и непотопляемости! Однако 10 сентября 1980 г. огромное британское судно, вместе с экипажем, бесследно исчезло недалеко от берегов Японии. Корабль даже не подавал сигнала бедствия.

Затонувшее судно было найдено лишь в 1997 г., останки громадного корабля находились на глубине почти 5 км.

Водолазы были шокированы – носовая часть была практически неповрежденной, а вот весь корпус был попросту разорван на куски – 5-ти сантиметровая сталь оказалась скрученной как бумага! Вначале ученые предположили, что «Дербишир» был подбит военным орудием, однако никаких подтверждений этому не нашли.

Исследователям трудно было верить в такой вариант события, но дальнейшее исследование обломков «Дербишира» показало – волна-убийца могла стать реальной причиной гибели корабля и команды. Волна пробила главный грузовой люк и моментально залившая трюмы.

Именно гибель «Дербишира» стала отправной точкой в изучении волн-убийц, а в скором времени исследователи смогли получить документальное подтверждение, что эти огромные волны существуют в природе!

В том же году еще одна гигантская волна-убийца накрыла нефтяной танкер «Эссо Лангедок». В этот раз кораблю повезло: волна попросту прокатилась по его палубе, и он почти не пострадал. Экипаж отделался легким испугом, а первому помощнику капитана Филиппу Лижуру удалось даже сфотографировать удаляющуюся волну. С его слов, вал поднялся вверх не меньше чем на 30 метров.

Волна-убийца-1

Волны невиданной силы

Практически ежегодно исследователи сообщают о новых находках на океанском дне. Так, летом 2001 г. участники датской подводной экспедиции рассмотрели корпус затонувшего судна Flying Enterprise с жуткой пробоиной в борту, палубные надстройки, части листовой обшивки – обросший ракушняком остов некогда громадного судна.

Может быть, судно подорвалось на мине, оставшейся со времен войны? Или было атаковано неприятельским кораблем? Но нет! Flying Enterprise стал жертвой чудовищной силы, рожденной океаном.

1951 год, конец декабря — американское грузовое судно Flying Enterprise попало в сильнейший шторм. По рассказам очевидцев, волны были такой высоты, что были похожи на громадные скалы!

Очередная атака океана – и стальная палуба вместе с бортовой обшивкой лопнула, как пластмасса! Капитан подал сигнал SOS и отдал приказ экипажу и пассажирам покинуть корабль.

Полузатопленный сухогруз уже почти начал черпать воду левым бортом, когда его покинул последний человек, остававшийся на судне, – капитан Карсен пытался спасти свой корабль. В течении нескольких дней он мужественно боролся со стихией, но океан победил –сухогруз затонул.

Так что же произошло в декабре 1951? Какая сила смогла уничтожить огромное грузовое судно? Корабль было исправно и отлично оснащен, маршрут, по которому капитан Карлсен вел сухогруз, был не один десяток раз пройден в обе стороны. Причиной гибели сухогруза стала громадная пробоина, но ни от подводных рифов, или от вражеских мин. Тогда что же могло погубить современный, надежный корабль?

Причина гибели огромного судна оставалась тайной почти 50 лет! И только в июне 2001 г. в месте кораблекрушения провели подводные исследования затонувшего корабля. Британскими и датскими водолазами были тщательно изучены обломки сухогруза. Выводы экспертов были неожиданными – корабль получил роковой крен и трещину в корпусе от столкновения с волнами невиданной силы!

Первая волна, высотой не меньше 18-ти метров катастрофически накренила сухогруз, а спустя несколько дней еще одна волна, которую эксперты назвали гигантской, разрубила пароход практически надвое, как топором мясника!

Волна, которая запросто разбивает и топит огромное судно? Поверить в такое практически невозможно! Тем не менее специалисты сошлись во мнении, что причиной гибели корабля стали так называемые волны-убийцы!

Лайнер «Королева Елизавета II»

Гордость английского судостроения, круизный лайнер «Королева Елизавета II» в течении долгих лет был флагманом британского пароходства Cunard Line. Это был по сути плавучий город, который поражал современников своей роскошью. На борту судна находились 4 ресторана, 12 баров, бассейн, сауна, тренажерный зал, кинотеатр на 530 мест, казино и даже поле для гольфа!

Однако даже такой суперсовременный лайнер, каким было судно «Королева Елизавета II» для своего времени, не застраховано от мрачных причуд океана! 1995 год, 7 сентября — лайнер отправился в обычный рейс – из Шербура в Нью-Йорк. Ничто не предвещало беды. Но когда 12 сентября судно пришвартовалось в Нью-Йорке, толпа встречающих ахнула – роскошный лайнер-город возвратился изрядно потрепанным – большинство палубных построек было срезано будто ножом!

Старый морской волк, капитан Рональд Уорвик, не склонный к пустым фантазиям, впоследствии рассказывал, что огромная 30-ти метровая волна возникла из темноты неожиданно и напоминала белые скалы Дувра…

Смертельная волна

2004 год, 26 декабря — у индонезийских берегов произошла крупнейшая за последние 100 лет природная катастрофа. Общее число погибших в ней составило, по различным оценкам, больше 280 тыс. человек. Кроме множества жертв, она причинила и колоссальный материальный ущерб.

Тем днем в 7 ч 58 мин 53 сек по местному времени произошло резкое, почти моментальное пододвигание (субдукция) океанической Индийской плиты под более восточную континентальную плиту. Как результат столь резкого смещения, которое оценивается в десятки метров, произошла деформация поверхности дна океана, приведшая вначале к землетрясению, а потом – к появлению цунами, которое обрушилось на острова Суматра и Ява.

Приблизительно спустя 15 мин волна докатилась до Андаманских и Никобарских островов, а после вторглась на западные берега Таиланда и курортного острова Пхукет. Через 2 ч после начала землетрясения цунами нанесло удар по Шри-Ланке, восточному побережью Индии, республике Бангладеш и Мальдивским островам, а еще спустя 6 ч докатилось и до восточного побережья Африки.

Впрочем, за последние сто лет цунами демонстрировали свой коварный и жестокий нрав неоднократно.

Волна-убийца-2

Легенда ужасов

Корабль Ourang Medan («Уранг Медан») – грузовое судно из Голландии, было мало кому известно до 1947 г. Однако впоследствии этот на первый взгляд ничем не примечательное судно стало настоящей легендой ужасов! И в этом случае волны как видно не причем.

1947 год, июнь — в районе Малаккского пролива зафиксировали сигнал бедствия. Сигнал SOS подавало грузовое судно «Уранг Медан». После многократного SOS радиостанциями был принят странный текст: «Все офицеры и капитан лежат мертвые в штурманской рубке и на мостике. Возможно что, вся судовая команда мертва». Дальше – беспорядочный набор точек и тире, а потом четкое «Я умираю». Первыми на SOS откликнулись американцы с судна Silver Star («Сильвер Стар»). Спасатели, поднялись на борт, и обнаружили жуткую картину – вся команда в действительности была мертва, при этом на лицах людей застыло выражение безумного ужаса!

И ни у кого никаких ран, не было следов насилия… Груз также был на месте. Капитан «Сильвер Стар» решил отбуксировать корабль в ближайший порт для расследования этого таинственного события, но с нижней палубы «Уранг Медана» повалил дым. Спасатели из «Сильвер Стар» едва смогли успеть эвакуироваться, как голландское судно взлетело на воздух! Трагедия так и осталась мрачной тайной.

Серия огромных волн

• 1960 год, 22 мая — произошло землетрясение в районе чилийской Вальдивии. Длина зарожденного им цунами достигла тогда 300–400 км, а по скорости, за час покрыло расстояние в 700 км. 28 мая было повторное землетрясение. Образовалась новая серия огромных волн. Теперь их скорость была более 900 км/час…

• На острове Пасхи цунами заявило о себе весьма спокойно: высота волны была не более полуметра. По дороге до Таити и Гавайских островов цунами «выросло» еще на полметра. А спустя всего полчаса на Гавайи накатила волна высотой уже в три метра. А затем местное население в ужасе увидало, что море начало отступать. Уровень воды упал на два метра, обнажив обширные площади морского дна. Это положение длилось около часа. Потом океан обрушил на берег 6-ти метровую волну. Огромные валуны весом больше 10 тонн были заброшены на сотню метров в глубину острова. Конечно же, это цунами принесло островитянам неисчислимые беды…

Огромные волны из ниоткуда

Однако намного любопытней в этих 2-х эпизодах не сами волны (хотя они поражают воображение своими размерами), а то, что такие огромные волны возникают поодиночке и совершенно неожиданно, будто призраки, и так же, словно призраки, стремительно исчезают неизвестно куда.

Согласно подсчетов экспертов, за последних 2 десятка лет жертвами волн-убийц стало по меньшей мере 200 судов. Среди которых – 22 громадных танкера. В этих страшных катастрофах погибло больше 600 человек.

Ну а если уж ученые обратили внимание на какое-то явление, то они тотчас начинают выдвигать для его объяснения различные гипотезы. Не стала исключением и данная проблема.

Волна-убийца-3

Причина появления волн-убийц

Ветер

Вторая гипотеза. Поначалу ответственным за появление волн-убийц ученые взвалили на… ветер. Оно, как будто, вполне логично: все знают, что высота волны зависит от силы ветра и продолжительности его воздействия, а также от размера площади открытой воды. Например, 12-ти балльный ураган, преодолевая расстояние от Панамы до Малайзии, – а это 17 700 км, – за один час может нагнать волну средней высотой до 4,2 метра. За сутки, не переставая трудиться с такой-же силой, он поднимает волны на 14 м вверх, но выше 20,7 метра, как бы он ни старался, волну ему не поднять.

Однако запечатленные из космоса огромные волны бывали больше 25-ти метровой высоты. Больше того, утром 7 февраля 1933 г. на корабль ВМС США «Рамапо», который следовал из Манилы в Сан-Диего, обрушилась волна высотой в 34 метра! В общем, сейчас ученые уже поверили и в существование 50-ти метровых волн.

Но если не ветер служит причиной появления этих морских монстров, тогда что же?!

Океанские течения

Вторая гипотеза. Возникновение волн-бродяг связывают с океанскими течениями. Считается, что в некоторых местах сильный ветер может тормозить океанские течения, являясь для них такой себе незримой плотиной. Но, впоследствии ослабев, ураган вдруг отпускает воду. И она, вырвавшись на простор, образует чудовищный вал, который и устремляется в бескрайнюю водную даль. И все в этой гипотезе было бы хорошо, если бы не одно но: она не может объяснить появления бродячих монстров там, где течений нет вовсе. К примеру, в Северном море.

Мнение уфологов

А вот уфологи полагают, что в Мировом океане имеются районы, где «имеют место отдельные гравитационные флуктуации» или, говоря по другому, районы с переменной силой тяжести. Подтверждая свою версию они приводят факты наличия на поверхности Мирового океана выпуклостей и вогнутостей, глубина которых доходит до нескольких десятков метров и существование которых исследователи объясняют разницей в силе тяжести. Тогда вполне резонно предположить, что гравитационная «разница» может перемещаться и по океану, «запуская» при этом механизм образования чудовищных волн.

Пока учеными строятся предположения, волны-гиганты не перестают преподносить новые сюрпризы. Бывает, когда некоторые из них постепенно встают рядами по 3, 4, а то и по 5 стен и могут преодолевать, не опадая, расстояния в тысячи километров. Другие же вздымаются неожиданно и так же неожиданно пропадают. Почему? Пока ученые не в состоянии дать ответа на эти вопросы, они вынуждены ограничиваться только гипотетическими соображениями.

Извержения вулканов как причина цунами

Но не только землетрясения могут быть причиной появления цунами. К возникновению этой громадной волны могут быть причастны также извержения вулканов.

1883 год, 7 сентября — на небольшом островке Кракатау (Зондский пролив), произошло извержение вулкана. Серия взрывов, которая сопровождала извержение, вызвала в океане гигантскую волну, смывшую с ближайших островов не только все живое, но даже почву. В некоторых местах пролива волна доходила до 35-ти метров.

Разметав и уничтожив на находящихся поблизости островах все, что можно, волна-убийца устремилась через Индийский океан в Атлантический и спустя 32 часа достигла берегов Британии. Однако всю свою мощь и ярость она за время пути успела растратить, потому у английского берега ее высота составляла уже всего лишь несколько сантиметров.

Волна-убийца-4

Атмосферное давление

Однако, причиной возникновения цунами могут быть не только землетрясения и вулканы, а еще и атмосфера, точней, атмосферное давление, которое в центре тайфунов и циклонов всегда понижено. Понижение же давления лишь на 1 миллиметр вызывает повышение уровня моря в этом районе на 13,6 миллиметра. Это означает, если циклон некоторое время остается неподвижным, то в его центре, где атмосферное давление минимальное, появляется громадное вздутие, похожее на водяной холм.

Такой холм стоит на океанской поверхности на одном месте, как гора на суше. Но стоит атмосферному давлению резко возрости, как сдерживающие силы исчезают, «холм» рушится, и его воды в виде волн вырываются на свободу.

Еще более грозно выглядит картина во время продвижения циклона: кажется, что он тащит водяной холм за собой. И если выходит при этом на мелководье или входит в узкий пролив или в устье реки, высота волны резко увеличивается, и на берег устремляются миллионы тонн воды. Так возникают метеорологические цунами.

Тень цунами

Относительно не так давно заметили, что в отдельных случаях перед головным фронтом цунами будто бы бежит некая тень – полоса воды более темной окраски.

Оказывается, что огромная волна во время движения вызывает специфический ветер, который захватывает только тонкий слой приводной атмосферы, лежащей непосредственно над цунами. Эта струя воздуха усиливает морское волнение, нарушает гладкость зеркала вод и образует темную полосу, параллельную волновому фронту, проходящему между гребнями волн.

Из за наличия такого рода признака, предваряемое своей «тенью» цунами может быть обнаружено в открытом океане, пока оно еще не смогло нанести убийственного удара по суше. Предупреждение о надвигающейся опасности, переданное по радио, позволило бы спасти жизни многим жителям прибрежных районов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх