Труд археологов в большинстве случаев далёк от той романтической картинки, которую нам рисуют в кино про Индиану Джонса. Да и гробницы Тутанхамона или терракотовую армию учёным доводится раскапывать нечасто. Обычно их работа рутинна: заложили шурф, нашли осколки глиняной посуды, раскопали стоянку с остатками очага. И всё же каждый уважающий себя археолог мечтает найти свою Трою, хотя таинственных городов остаётся всё меньше. Один из последних – Успа.

Что известно о таинственных сираках?
Даже само название этого народа современные люди почти не знают. Это касается и тех, кто живёт прямо на их прежних территориях, - к северу от реки Кубань и к югу от Дона, соответственно. Впервые о сираках упомянул античный географ Страбон, приведя, впрочем, довольно странный набор сведений: «они частью кочевники, частью занимаются земледелием».
Напоминает рассказ его земляка Геродота о том, что помимо кочевых скифов были ещё скифы-пахари. Однако сираки вовсе не скифы, это сарматское племя, к тому же не единственное проживавшее на этой территории в период становления Римской империи. Земли между Чёрным и Каспийским морями они делили с аорсами.

По всей видимости, их соседство было далеко не мирным. Тацит сообщает, что в 49 году нашей эры сираки в союзе с боспорским царём Митридатом VIII сражались против римского войска, поддержанного конницей аорсов.
В ходе этой войны столица сарматского народа Успа (Тацит именует её Успе) была окружена. Сираки попросили о пощаде и в знак покорности были готовы выдать 10 000 пленников, но римляне сочли, что для конвоирования такой массы невольников у них просто не хватит людей и отвергли предложение. Вместо этого они взяли город штурмом и вырезали его жителей.

Моральная сторона вопроса Тацита в данном случае интересовала не слишком. Да и после поголовного уничтожения жителей Карфагена и Коринфа такому варварскому поведению римлян удивляться не приходится. Расплата за это для них была ещё впереди. Нам же интереснее, где находилась столица сираков, и есть ли надежда найти её руины. Ведь судя по предложению выдать 10 000 пленников, город был достаточно крупным и влиятельным.
Как происходили поиски Успы?
Тацит, описывая поход, отмечал, что римляне по пути к столице сираков перешли реку Панду. Вот только в отличие от Танаиса, который точно идентифицируется с Доном, это название учёные не могут со стопроцентной гарантией соотнести ни с одним современным водоёмом.
Зато известно, что Успа располагалась на возвышенности и со всех сторон была окружена рвами. Получается, исходя из пути, которым направлялись римляне, город нужно искать на высоком берегу достаточно крупной реки. Желательно в месте, изрезанном оврагами, - здесь расположение столицы было бы наиболее логичным с точки зрения сооружения обороны. Для регулярно враждующих с соседями сираков не подумать о естественных укреплениях было бы верхом недальновидности.
Подходящее место нашлось неподалёку от Армавира. Рядом берег Кубани, неподалёку в неё впадает другая река – Уруп, доминирующая над долиной возвышенность изрезана оврагами. В 1930-х при проведении сельхозработ тут даже был найден культурный слой: зола, целая и разбитая глиняная посуда, бусы, металлические застёжки от одежды, много других медных и железных изделий. Всё указывало на то, что здесь располагалось довольно крупное поселение.

Особое место среди находок занимали наконечники стрел и осколки каменных зернотёрок со спёкшимися внутри остатками пшеницы. Первые свидетельствовали о том, что здесь, вероятно, происходило сражение, вторые о том, что город горел. Косвенно эти находки подтверждали версию о месте нахождения Успы, но требовалось более авторитетное мнение.
Местные учёные обратились в Эрмитаж, переслали туда фотографии и зарисовки находок (сами оригиналы остались в Армавирском краеведческом музее). В Ленинграде материалами заинтересовались и назначили дату полевых работ на так называемом «армавирском городище» - лето 1941 года.
Как нетрудно догадаться, в срок никаких изысканий здесь не проводилось – началась война. Все находки были утрачены за время немецко-фашистской оккупации, сгинули в лихую годину и активисты, ратовавшие за скорейшие раскопки вероятного местоположения Успы. И только спустя 70 с лишним лет нынешнее поколение краеведов вновь подняло вопрос о проведении серьёзных изысканий в этом районе Ставропольского плато. Как знать, может среди них есть и новый Шлиман, который вот-вот найдёт свою Трою.
Свежие комментарии