В воспоминаниях современников и исторических работах Александр III нередко представляется в качестве прямолинейного и резкого человека, не стесняющегося в выражениях. Многие отмечали его врожденную смекалку.

"Царь-миротворец" действительно очень часто выражался с прямолинейной резкостью и "не лез за словом в карман". Ряд грубоватых высказываний Александра III не лишен остроумия, а некоторые из них стали крылатыми выражениями.
Грубость Александра III
С. Д. Шереметев в мемуарах писал об Александре III: "Крепкое словцо было присуще его натуре". Император очень часто в раздражении употреблял ругательства "скотина" и "каналья". На полях документов он делал собственноручные пометки: "экое стадо свиней" или "экая скотина". На всеподданнейшем докладе об одном важном сановнике, ухаживающим за чужой женой, Александр III написал: "Выкинуть эту свинью".
Вскоре после вступления на престол Александр III так высказался относительно надежд либералов: "Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?". В том же духе император отреагировал на похвалу японским министром новой конституции: "Несчастные, наивные дураки".
Ознакомившись с "Программой террористической фракции партии Народной Воли" (написанной братом Ленина Александром Ульяновым), Александр III вынес резолюцию: "Это записка даже не сумасшедшего, а чистого идиота".
Император с глубокой антипатией относился к Вильгельму II. Однажды ему подали на утверждение церемониал, скопированный с германского двора. Глубоко оскорбленный Александр III заявил: "Я не мальчишка и не обезьяна!".
Остроумные фразы
Широко известно следующее высказывание Александра III: "У России есть только два верных союзника – армия и флот". Правда, обычно опускают не менее верное продолжение: "Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас".
Интересен случай, произошедший с Александром III на рыбалке. Императору доложили о срочно прибывшем иностранном дипломате, который настоятельно просил принять его. Не прерывая своего занятия, Александр III сказал: "Пока русский царь ловит рыбу, Европа может подождать". В версии Я. Л. Барскова фраза была несколько мягче: "Германия может подождать. Приму завтра в полдень".

В самом начале правления Александра III во время обеда в Зимнем дворце посол Австро-Венгрии намекнул, что его страна готова мобилизовать войска для защиты своих интересов на Балканах. В ответ на это император согнул петлей вилку и бросил ее к тарелке дипломата со словами: "Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами".
Однажды был арестован и посажен на полгода в тюрьму мужик, который в кабаке не снял шапку перед портретом императора и сказал, что ему наплевать на монарха. Узнав об этом, Александр III возмутился: "Ему наплевать на мой портрет, и я же за это буду еще кормить его шесть месяцев?.. и я, в свою очередь, плевать на него хотел…" Он приказал немедленно выпустить "государственного преступника" и убрать из кабаков все свои изображения.

Перед переездом императорской семьи в Гатчину проводились меры по усилению безопасности. В частности, был строго запрещен вход в Приоратский парк через калитки, установленные в заборах дачных участков. Прибыв в новую резиденцию, Александр III сразу же отменил этот запрет, сказав: "Неужели же им удобнее будет лазить через забор".
Забавный случай произошел в 1891 г. В Кронштадте готовились к приему французской эскадры. Князь В. С. Оболенский был обеспокоен тем, что по этикету нужно будет исполнить национальный гимн гостей – революционную Марсельезу. Александр III успокоил гофмаршала: "Ах, князь, вы, кажется, хотите, чтобы я сочинил новый гимн для французов; нет уж, играйте тот, какой есть".
Относительно личности Александра III и его деятельности высказываются крайне противоречивые мнения. При всех разногласиях почитатели и критики сходятся в признании "самобытности" и оригинальности "царя-миротворца", что подтверждают его резкие запоминающиеся высказывания.
Свежие комментарии