На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Зосима Соловецкий. Чудотворец и провидец

Зосима Соловецкии (рожд. XV в. – смерть 17 апреля 1478 г.) – преподобный, первый игумен Соловецкого Преображенского монастыря. Чудотворец и провидец. Святой Русской Церкви, память 17 апреля и 8 августа.

Происхождение. Ранние годы

Из «Жития преподобного Зосимы» известно, что будущий чудотворец земли русской родился в семье богатых землевладельцев Гаврилы и Марии, в большом селе Толвуй, находящемся на берегу Онежского озера.

Рано оставшись без родителей, Зосима долго не мог утешиться. Наконец, чтобы отрешиться от печали, он отправился путешествовать по белу свету. Юноша страстно хотел увидеть, какова она, русская земля?

Основание Соловецкого монастыря

Как-то на дальних путях-дорогах ему случайно повстречался инок Герман. Он с увлечением рассказывал Зосиме об удивительно красивых и диких землях, которые лежат северней Онеги. По сути безлюдные, покрытые густыми, непроходимыми девственными лесами, они замечательно подходили для основания там новой монастырской обители или монашеского скита.

При этом, желая истинного уединения и подвига, Зосимой было предложено основать новую обитель не на материке, а на далеких островах, затерянных в студеном Онежском озере, которое местное население уважительно называло «морем». Так, в 1436 г. преподобным Зосимой и иноком Германом был заложен Соловецкий монастырь, который на долгие столетия стал русским форпостом на Севере.

Монастырь был «дивно чуден»: монахами были высажены фруктовые сады и устроены огороды, проложена хорошо продуманная система каналов, выстроили из крепких, как кремень, валунов неприступную крепость-твердыню и даже умудрялись выращивать за короткое северное лето сочные, сладкие вишни.

Братии в далеком монастыре с каждым днем становилось все больше, и по ее просьбе Зосима принял игуменство, на которое его рукоположили в Новгороде, потому как именно ему принадлежали тогда далекие северные земли. Под рачительной рукой Зосимы Соловки начали быстро расти и богатеть, а когда в обитель по предложению игумена торжественно перенесли мощи святого Савватия, монастырь и вовсе набрал небывалую силу и обрел славу, разнесшуюся по всему русскому Северу.

Этим была вызвана зависть богатейшей землевладелицы, новгородской посадницы Марфы Борецкой, решившей во что бы то ни стало прибрать новую обитель к рукам и таким способом увеличить свое и без того фантастически огромное состояние.

Зосима-1

Посрамленная гордыня

Борецкие это один из древнейших боярских новгородских родов. Покойный муж Марфы, оборотистый и хитрый посадник Исаак Андреевич, на протяжении долгого времени защищал город Порхов от воинственного литовского князя Витовта, а затем «купил у него мир» за 10 тыс. рублей. В те времена это была невиданная сумма денег! Сама Марфа, яростно и люто ненавидевшая Москву, вместе с двумя взрослыми сыновьями стояла во главе партии, призывавшей новгородцев перейти в подданство к полякам и присягнуть на верность польско-литовскому королю – только бы сохранить свои вольности и привилегии и не попасть под власть московского царя. Одержав верх над промосковской партией при помощи золота, ума и красноречия, Марфа смогла привлечь на свою сторону много сторонников, да ко всему пошла на тайные переговоры с поляками.

Зосима же, напротив, постоянно повторял инокам и прихожанам: истинное спасение Руси – лишь в ее объединении! Новгород сможет сохраниться, только войдя в состав единой, сильной России. Его проповеди вызывали ненависть посадницы. Где только можно, она всячески пыталась притеснять монахов и, как тогда говорили, начала «оспаривать» монастырь.

И вот как-то, помолясь, преподобный Зосима сопровождаемый несколькими учениками сам направился в Новгород, чтобы нижайше просить у «Великого господина» и его вече милости и охранной грамоты на неприкосновенность северной островной обители. Случилось так, что преподобному пришлось пойти на поклон и к самой посаднице с жалобой на лихое самоуправство ее людей. Стоя подбоченясь на высоком резном крыльце и уже торжествуя в душе победу, Марфа громко велела челяди гнать пинками со двора игумена Зосиму! Мигом набежавшие дюжие холопы поспешили выполнить приказание.

К большому удивлению учеников, грубо и оскорбительно изгнанный Зосима встав посреди улицы, развернулся лицом к дому посадницы и с закрытыми глазами тихо произнес: «Я вижу! Скоро наступят дни, когда на дворе этом исчезнет даже след всех обитателей его и навсегда затворятся двери дома сего! И уже никогда не отворятся, и будет двор этот вовеки пуст!»

Все присутствовавшие при этой сцене были немало удивлены. Никто из них не поверил в предсказание игумена: у посадницы Марфы было огромное состояние и она пользовалась большим влиянием в Новгороде. И хотя король Польши реально еще ничем не помог ее сторонникам, дело с отложением «Великого господина» от России многие считали уже по сути решенным.

К чести остальных новгородцев, далеко не все отвернулись от настоятеля Соловецкого монастыря. Многие уважали праведника и потому принимали игумена Зосиму ласково, оказывая подобающий его сану почести. А бояре и именитые горожане выхлопотали у веча грамоту о полной неприкосновенности Соловецкого монастыря и торжественно вручили ее настоятелю, ко всему щедро одарили его и братию подарками. Растроганный Зосима от всего сердца поблагодарил их, обещав молиться за новгородцев и просить у Господа милости к ним в грядущие трудные времена. Упоминание о надвигающихся бедах было не случайно. Во всеуслышание Зосима многого не договаривал, но своим ближайшим ученикам открыл, что предвидит скорое изменение судьбы великого града.

Видя, с каким уважением новгородцы принимают игумена, посадница была вынуждена сменить гнев на милость. Тем более что Соловки пока все равно были недосягаемы для нее. Она отправила сыновей попросить у Зосимы прощения за дурное обращение и пригласить его погостить в ее палатах.

Зосима-2

Шестеро обезглавленных

С христианским смирением Зосима пожалел и от всего сердца простил посадниц. Он пришел к ней в гости и был с почестями принят Марфой. Замысел лукавой Марфы был очевидным: попытаться склонить Зосиму поддержать ее партию сторонников Польши. Однако произошло непредвиденное.

Сидя за уставленным дорогими кушаньями столом, игумен посмотрел на 6-х бояр напротив него и… не увидал у них голов! Опустив глаза, Зосима тихо сотворил молитву и снова посмотрел на бояр – то же самое! Тогда преподобный стал истово молиться, а когда глянул в третий раз и опять не увидал у бояр голов, то горько заплакал. Отказавшись от угощений, он попросил хозяев отпустить его безо всякого объяснения.

А тем временем политическая обстановка накалялась все больше. Московский царь Иван III устал ждать: он решительно начал требовать от Новгорода покориться его воле и отказаться от попыток перейти на сторону польско-литовских властей. Как-то раз преподобный обмолвился ученикам, что как ни хитрит посадница Марфа, а будет ей с течением времени дана и другая Новгородчина, да только не мила она ей станет!

Пророчества Зосимы Соловецкого стали сбываться еще при его жизни: 1471 год – сильная и хорошо вооруженная армия московского самодержца Ивана III наголову разбило в жестоком сражении на Шелони новгородскую рать. Бояре, которых преподобный увидел на пиру у Марфы, были схвачены москвичами в плен и… обезглавлены! Когда вести об этих событиях дошли до Соловков, вся братия поразилась удивительному пророческому дару игумена: ведь Зосима неоднократно говорил, что свободам господина Великого Новгорода в самом скором времени наступит полный конец! Но страшное несчастье в результате обернется во благо, потому как Русь постепенно сможет объединить все свои земли, со временем превратившись в огромную и сильную державу.

И еще Зосима Соловецкий пророчествовал: терзающие Русь набеги степняков будут навсегда прекращены победоносной войной в эпоху женского правления. Память же самого преподобного станет особенно почитаема вольным русским воинством. Причем многие люди его окажутся сотрясателями основ державной власти. Соловецкому же монастырю уготована долгая жизнь, и после всех перемен и превратностей судьбы в конце концов он останется святой обителью.

1478 год, 17 апреля – Зосима Соловецкий умер, и его светлая душа отправилась в лучший из миров. Скорбящие иноки с песнопениями проводили игумена в последний путь.

Зосима-3

Пророчества сбываются

Прошел лишь год, и сбылись пророчества Зосимы о великом Новгороде: в 1479 году московский царь пришел под его стены с огромной ратью и смог силой покорить город, безжалостно пройдя по нему огнем и мечом! Новгородской вольнице наступил конец: вече навсегда упразднили, колоколу вырвали язык, бояр взяли в плен и выслали на чужбину. Сбылось пророчество и в отношении лукавой Марфы-посадницы: государь велел навсегда ее вместе с детьми выселить из Новгорода и отправил в женский Нижегородский монастырь. Вот и получила она, как предрек Зосима, «другую Новгородчину», да только не мила она ей оказалась! После того двор Борецких пришел в запустение, исчез всякий след обитателей его, и двери дома уже больше никогда не отворялись – все, как «увидел» некогда Зосима.

Соловецкая же обитель в действительности смогла выдержать все прошумевшие над ней политические и военные грозы и до сей поры стоит незыблемой светлой твердыней.

1547 год – преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором. Сегодня святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Чудеса

• Один монах из обители, именем Митрофан, рассказал, что, когда он был еще мирянином, купцом и плавал по морю, как-то поднялась до такой степени сильная буря, что корабль заливало волнами и все кто находился на нем пришли в отчаяние и только со слезами молились Спасителю и Божией Матери. Но вдруг кто-то вспомнил о преподобном Зосиме Соловецком и люди призвали его себе на помощь, и тотчас увидали святого, сидящего на корме судна и бьющего по волнам своей монашеской мантией, отчего море успокоилось. И оставался управлять кораблем, пока не привел его к берегу.

• Одного мирянина, по имени Никон, сильно мучили бесы. Когда же его подвели к мощам преподобного Зосимы, тот явился ему, избавил от демонов и отослал домой здоровым.

• Один ослепший крестьянин был исцелен возле гроба святого, но за маловерие свое ослеп опять. Тогда он вернулся к мощам, покаялся, помолился и вновь был исцелен преподобным.

• Нередко преподобный Зосима появлялся вместе с преподобным Савватием. Так как-то раз инок Иосиф, находясь на острове Кузове, ночью поднялся на гору для молитвы и, посмотрев на Соловецкие острова, увидал посредине монастыря 2 огненных столпа, восходивших от земли к небу. Когда он рассказал о том что видел другим инокам, они сказали ему: «Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих, ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх