На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 543 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Теплов
    У учёных есть логика, за исключением ошибки, что человек с другой планеты. Нет мы все созданы здесь. https://dzen.ru/...Эллис Сильвер: лю...
  • Алекс Маас
    Уважаемый автор, по весьма распространённой ошибке вы вставили фото другого человека — не писателя-антрополога Карлос...Карлос Кастанеда ...
  • Ирина Ирина
    Китайский и японский языки принадлежат к разным языковым группамОт кого произошли...

Зачем Нестор придумал «путь из варяг в греки»

В школьных учебниках одним из основных фактов ранней русской истории является торговый путь «из варяг в греки». С XIX века возникновение Русского государства трактуется в рамках стремления варяжских князей обеспечить контроль над всем протяжением этого пути.

Начальная русская летопись о «пути из варяг в греки»

Какие, собственно, есть основания для утверждения, что «путь из варяг в греки» был постоянной торной торговой дорогой, да ещё важнейшей для Древней Руси?

Нестор Летописец

Нестор Летописец

В «Повести временных лет» — начальной русской летописи, составленной киевским монахом Нестором в начале XII века — «пути из варяг в греки» посвящены такие строки:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим [Днепровским, в нынешнем Киеве], тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине – в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра».

На карте показаны основные торговые пути варягов по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиолет.). Другие торговые пути VIII-XI веках показаны оранжевым цветом.

На карте показаны основные торговые пути варягов по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиолет.). Другие торговые пути VIII-XI веках показаны оранжевым цветом.

Но даже в таком полном виде цитата ПВЛ о «пути из варяг в греки» является вырванной из контекста. Потому что она, в действительности, представляет собой предисловие к рассказу о первом крещении Руси апостолом Андреем.

«Путь из варяг в греки» как «доказательство» посещения Руси апостолом Андреем. Наука не располагает данными о наличии такого торгового пути

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье”. Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».

То есть, слова о «пути из варяг в греки» являлись для Нестора только подтверждением правдоподобности легенды о посещении восточных славян апостолом Андреем! И ни для какой иной цели они не предназначались!

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских, художник Николай Ломтев

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских, художник Николай Ломтев

Поэтому не следует удивляться тому, что на «пути из варяг в греки» археологи почти не находят монетных кладов VIII - XI веков. В отличие от Великого Волжского пути, на котором эти клады насчитываются десятками!

Сказание о проповеди апостола Андрея как осмеяние новгородцев киевлянами

Но и этим ещё не ограничиваются смыслы данного отрывка. Если мы вчитаемся внимательнее в рассказ Нестора о путешествии апостола Андрея, то кульминационным в нём будет не пункт о пророчестве апостола о будущем Киева, а сюжет о странных обычаях новгородских славян. Прочтём его ещё раз:

«И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: „Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье”».

Скульптура Нестора Летописца

Скульптура Нестора Летописца

Этот отрывок, очевидно, представляет собой свидетельство политического соперничества Киева и Новгорода за первенство в Древней Руси. Нестор, воспитанный в Киеве, не нашёл другого способа уязвить новгородцев, как высмеяв их обычай мыться в горячих банях с вениками! И чтобы это осмеяние звучало наиболее авторитетно, он решил вложить его в уста святого апостола Андрея Первозванного. Иначе как богохульством данный литературный приём первого русского летописца назвать сложно.

 

Ссылка на первоисточник
наверх