То, что русские трижды брали Берлин, по сей день не дает западному миру спать спокойно. Не в силах отрицать очевидное – силу русского оружия и доблесть воинов – иностранные историки и «друзья-либералы» из числа русских не стесняются в средствах. В ход идут грязные, клеветнические пасквили о «диких русских варварах» и «повальном грабеже и насилии».
Вся эта откровенная мерзость изблевана по принципу «с больной головы на здоровую»? Или все же она имела место в реальности?
«Мы такие разные, но все-таки мы вместе»
Русская Императорская армия была здоровым организмом. Однородная по этническому и религиозному составу. Генералы и офицеры могли быть инородцами. Но говорящие по-русски, воспитанные в рамках имперской культуры и прошедшие через систему учебных заведений страны, они никак не выделялись из общего ряда. РИА – если не лучшая армия Европы, то, безусловно, в числе лучших, что наглядно демонстрируют ее блестящие военные победы.
Европейские же армии того времени более всего походили на банду по составу и способу формирования. Часто уголовных преступников, подходящих по здоровью, вместо того, чтобы отправить на каторгу, сдавали на службу. В Британии наказание так и называли – «приговорить к флоту».
Простым крестьянам или мастеровым, независимо от места рождения, было опасно останавливаться в тавернах на ночлег – могли заковать в кандалы и отправить в строй.

Офицеры и солдаты «лоскутного» государства Габсбургов часто даже не понимали друг друга, так как происходили из разных регионов. Кроаты и мадьяры, немцы и сербы, хорваты и французы, наемники со всего света – ужасающая «солянка». Плюс к тому высший генералитет назначался исключительно по протекции, а офицерский чин («патент») мог приобрести по фиксированной цене любой желающий. Даже иностранец.
Снабжение армии было поставлено ужасно. И если офицеры спокойно возили с собой «частные» обозы с шампанским и «маркитантками», то солдаты ели то, что удалось добыть с боя. После их визита целые местности вымирали, как от саранчи. Единственный «свет в окошке» - это возможность всласть пограбить и поиздеваться над беззащитным населением.
Испуганный союзник
9 октября 1760 года русские войска впервые взяли Берлин. Не одни – в составе коалиции. Правда, австрийцы Ласси к штурму «припозднились». Австрийцы вообще это дело любили на протяжении всей войны. С такими союзниками никаких врагов не надо.

Командующий австрийцев находился в двусмысленном положении, так как, с одной стороны, он был вынужден «бежать на месте» - изображать бурную деятельность и показывать всему миру, что именно его армия побеждает Фридриха.
С другой стороны, имел четкие указания командования не допустить усиления русских. Сил же разбить прусскую армию в одиночку он не имел – его корпус был собран с мира по нитке и мог лишь демонстрировать численность, а не воевать.
Дальнейшая битва при Торгау (после отступления из Берлина) это наглядно продемонстрировала. Ласси, в основном, был занят ловлей частей собственной армии, дезертирство достигло невиданных масштабов. Вот такой вот пердимонокль, не позавидуешь.
Свидетельства очевидцев
Столица Пруссии сдалась «на капитуляцию», выдавала военные припасы и выплачивала контрибуцию. Пока войска Захара Чернышева и казаки Краснощекова занимали арсенал и ратушу, город фактически был свободен.

При этом русские войска в ряде случаев были вынуждены вступить в бой с австрийцами (!), защищая мирных жителей. Подтверждение – рапорта Тотлебена, Панина и Чернышева, плюс свидетельство Вюртенбергского, который занял город после них. Русские не грабили город – они его зачищали от союзного сброда.
Мало того что страдали мирные жители, на которых по обычаям военного времени было всем плевать. Неосторожность пьяных солдат привела к многочисленным пожарам. Хотя пороховые мельницы и склады были заблаговременно взорваны, крупный пожар мог стать ловушкой, не позволяющей быстро вывести армию из города.
Чаще всего, стрельбы в воздух было достаточно, чтобы спугнуть мародеров. Но иногда приходилось пускать в ход приклады, а затем и штыки, чтобы отрезвить союзничков. К сожалению, словами объяснить было нельзя – разные языки.
Допустим, русские генералы прикрывали свои грешки. Но пруссакам, в частности, Фридриху II зачем врать? Он как раз был заинтересован выставить врагов максимально демонически. Но нет – русских он уважал всю жизнь, австрийцев презирал. И было за что.
Интересно, был ли хоть один случай, когда России повезло с союзником, и он принес больше пользы, чем проблем?
Свежие комментарии