Высокая активность богатых старообрядцев в событиях, приведших к российской революции 1917 года, давно привлекает внимание историков.
Богатые оппозиционеры
Старообрядцем был богатый московский фабрикант Александр Иванович Гучков – лидер «Союза 17 октября» (партии октябристов), готовивший накануне 1917 года военный переворот с целью свержения Николая II. После Февральской революции он стал военным и морским министром.

Богатый банкир старообрядец Владимир Павлович Рябушинский субсидировал деятельность либерально-буржуазных партий. А другой старовер, фабрикант Савва Тимофеевич Морозов финансировал крайне левых – социал-демократов – и даже давал им деньги на закупку оружия.
Старообрядец Александр Иванович Коновалов вошёл во Временное правительство в качестве министра торговли и промышленности. Его единоверец Сергей Николаевич Третьяков возглавил при Временном правительстве Экономическое совещание. А ещё один богатый старообрядец Николай Дмитриевич Авксентьев был министром внутренних дел при Керенском, а после возглавил Временное правительство на Урале и в Сибири.

И все эти лица, а также и другие их единоверцы обильно снабжали деньгами оппозиционные самодержавию партии и газеты.
Теория «заговора старообрядцев»
Мотивация старообрядцев понятна. Это не только давнее неприятие российского самодержавия как царства антихристова. Это и стремление новой буржуазии прорваться к власти.
В наше время приобрела популярность «теория заговора», согласно которой старообрядцы чуть ли не одни подготовили и совершили революцию 1917 года. Или не одни, но в союзе с «врагами России».

Ну, давайте посмотрим, где в итоге оказались все эти богатые старообрядцы. Правильно, в эмиграции. Это те, которым посчастливилось сбежать от новой революционной власти, установившейся в России в конце 1917 года.
Сравним, наконец, финансовые возможности старообрядцев с возможностями государства. Всё-таки несравнимые величины. Кто мешал царскому правительству (кроме собственной тупости или жадности) эффективно расходовать деньги на защиту режима?
Наконец, ещё немного о мотивациях.
Борьба за право быть собой
Веками старообрядцы подвергались в России гонениям больше, чем представители любой другой, даже иноверческой конфессии. До Петра I их сжигали живьём. При Петре – обложили двойной подушной податью. После Петра – снова запрещали богослужения, под страхом разных наказаний принуждали отрекаться от веры отцов и принимать официальное православие. Свобода вероисповедания была дана старообрядцам только в результате событий революции 1905 года.

Понятно, что старообрядцам приходилось защищать, прежде всего, свою свободу оставаться самими собой.
А ведь по своему социальному положению все эти богатые старообрядцы могли стать опорой самодержавия в борьбе с революционным движением.
Понятно также, что в одиночку старообрядцы были бессильны сокрушить здание царизма.
И кто же, кроме самодержавия, был виноват в том, что у него внутри России оказалось столько врагов, даже среди социально близких слоёв населения?
Свежие комментарии