Мы до сих пор отдаем должное древнему культу деревьев, даже если живем в степи, тундре или в каменных джунглях большого города.
Что мы в принципе знаем об этой форме верований наших предков? Не так уж и много.
Деревья, с одной стороны, были великим благом: это и дешевый строительный материал, и топливо, и возможность не ограничивать себя в мытье в отличие от Европы, называвшей вшей "божьими жемчужинами". У нас, слава нашим лесам, не было нужды подводить столь изощренную теоретическую базу под отсутствие гигиенических навыков.
Дерево давало и бесплатный материал для письма: бересту.
Но есть и другой конец у этой палки: из-за недолговечности древесины славянская цивилизация оставила очень мало осязаемых следов. "Так много места на карте и так мало места в мировой истории", как съязвил про нас один историк.
(Если бы дерево не гнило, эти насмешки можно было легко опровергнуть.)
Увы, Русь, деревянная Атлантида, просто была не в таком выигрышном положении, как цивилизации, строившие из камня...
Деревьям поклонялись разным, прежде всего дубам, которые были связаны с культом Перуна.
В двадцатом веке с интервалом в 65 лет из Десны и Днепра извлекли два священных дуба со всаженными в них кабаньими челюстями:

Хоть мы и не знаем деталей этого культа, интуитивно понятно, что дуб и кабан символизируют мощь, силу.
У славян собственно храмов было не так много. В основном поклонялись на открытых пространствах — и идолам, и природным объектам. Так что эти дубы — живые алтари. И божества одновременно.
Почему-то в памяти всплывают строчки Марины Цветаевой, которая поставила слова "дуб" и "Бог" вместе:
Вот талисман тебе от красных губ,
Вот первое звено в твоей кольчуге —
Чтоб в буре дней стоял один — как дуб,
Один — как Бог в своем железном круге.
Стоит ли говорить, что среди женщин наиболее популярным деревом была береза: летняя резиденция русалок и самый доступный для крестьянок психотерапевт. Березоньке всегда можно было излить душу, поплакаться...
Есть свидетельства, что и в 17, и 18 веке крестьяне продолжали поклоняться деревьям, приносили им провиант, вешали на ветви ленты и полотенца, пели песни...
Попадалось мне в литературе и понятие "боровухи": это что-то вроде античных дриад, души деревьев, принявшие женский облик.
Однако этот культ, помимо плюсов, имел и минусы: как строить дома из живых существ?
Считалось, что дух дерева должен забрать жизнь одного из владельцев нового дома.
Люди выкручивались как могли: запускали первым самого старшего представителя в роду (к вопросу о патриархате, о возвращении которого некоторые мечтают: там свои, знаете ли, подводные камни).
Еще один вариант профилактики — принести в жертву животное. Эта традиция постепенно свелась к символической жертве в виде запускания в новую квартиру кота.
Ну и самое главное: наше "здравствуй", пожелание здоровья, имеет самое непосредственное отношение к почитанию деревьев.
Праславянское "С-доров" - это хорошее (su) дерево (dorvo).
— Будь как из хорошего дерева! — вот что мы говорим друг другу каждый день.
А потом опускаем глаза в смартфон, и там высвечивается значок блютуса, который не что иное как скандинавская руна "беркана", что означает "береза".

Так что мы все время "на связи" с нашими предками и лесными друзьями.
Что тут скажешь: здо'рово!
Свежие комментарии