Крепостной – это не раб. Ведь раб сам себя выкупить не мог, а вот крепостной мог. Такие отношения между помещиком и крестьянами существовали более 200 лет. Поэтому государственная власть создала даже нормативные документы, которые регулировали эти отношения. И в ряде случаев крепостные могли стать свободными крестьянами, если выполняли соответствующие условия.

Указ о вольных хлебопашцах
Этот документ называют в числе первых актов, которые давали крепостному возможности освободиться. Указ «О вольных хлебопашцах» подписан императором в феврале 1803 года. Он позволял крепостным крестьянам уходить от помещика, если они выплачивали выкуп или отбывали повинности. Помещик также мог отпустить «душу» и без выкупа – это указывалось в специальном соглашении между землевладельцем и крестьянином.
Правда, указ имел ограниченное действие и за время правления Александра I условия выполнить смогли не больше 300 тысяч крестьян (как мужчин, так и женщин) - а это всего 1% от крепостных на Руси. Указ показал, что помещики пока не готовы расставаться с бесплатными работниками, поэтому решение этого вопроса отодвинулось еще на 60 лет.

Закон «Об обязанных крестьянах»
В период власти Николая I появился еще один документ, который регламентировал выход крестьян из зависимости. Сторонник умеренных реформ Киселев возглавил тайный комитет, созданный в 1839 году. И предложил царю потихоньку заняться освобождением крепостных, при этом не затрагивая собственность помещиков и казны.
В итоге Николай I в 1842-м подписал Закон «Об обязанных крестьянах», где указывалось, как крепостной получит свободу по личной воле помещика, и даже может взять в аренду у него надел земли. Но он должен выполнять те же повинности, что и раньше, с одной только разницей: барин теперь не сможет увеличить объемы барщины или оброка или же забрать землю назад. Законом почти никто не воспользовался, так как условия не понравились помещичьей среде.

Вольная грамота
В вольной, которую давали помещики, редко когда учитывались желания самого крепостного. В основном это был «акт доброй души» барина, а еще часто туда вписывались пункты о том, как крестьянин будет платить повинности и подати в государственную казну.
Вольная давала свободу не только самому крестьянину, но и затрагивала будущее его семьи, и даже то, что ожидает еще не рожденных потомков. Чаще всего вольные грамоты давали талантливым людям: поэтам, музыкантам и художникам. Дворяне, желая стать «благодетелями» посылали крепостных на учебы в различные мастерские, а иногда даже и в Академии и университеты. А потом могли освободить «талантище», а могли так и оставить «при себе».
Вольному – воля, но не плошай
Вот один из примеров волной, которую дал князь Чавчавадзе (тесть писателя Грибоедова) художнику Г. Майсурадзе, бывшему крепостному. В грамоте написано, что он получил вольную, однако его будущее зависело от того, как он будет учиться в Академии: если он получит Золотую медаль за успехи, то освободится от всех обязательств. Но если же успехов не будет – то Майсурадзе еще 5 лет будет отрабатывать на князя.

Вот обратный пример. Художник Тропинин также отучился по воле хозяина в академии художеств. Но помещик Морков не решался отпустить крепостного, которому дал образование. И Тропинин работал на Морковых в их украинском поместье, и там же взял в жены девушку из свободных крестьян. По тем законам муж и жена должны были иметь равный социальный статус, и поэтому ждали, что Морков отпустит Тропинина. Но вместо этого крепостной стала и жена художника и все его дети. Лишь в 1823 году Тропинину дали вольную грамоту – безвозмездно. На графа Моркова повлияли новые веяния среди дворян.

Тарас Шевченко, поэт и художник, тоже был крепостным помещика Энгельгардта. Тот рано заметил, что мальчик талантливый, и отправил его на учебу к иконописцам. Потом Тарас отправился учиться у преподавателя Виленского университета, а позже в Петербург, где должен был стать первоклассным живописцем.
В столице Шевченко познакомился с Жуковским и Брюлловым, те, узнав, что Тарас – крепостной, стали просить Энгельгардта освободить талантливого крестьянина. Однако все письма оказались напрасными, так как помещик, узнав, что у него такой высокоразвитый крепостной, начал набивать ему цену, и не собирался уступать. Он ответил отказом даже тогда, когда в имение Энгельгардтов приехал сам любимец императора, художник Венецианов поговорить о вопросе Шевченко.

Лишь через несколько лет, в 1838 году друзья Шевченко и он сам насобирали нужную сумму денег за вольную. Брюллов тогда написал портрет Жуковского, выставленный специально для благотворительной лотереи в Аничковом дворце – именно там наконец-то и собрали все деньги для выкупа Шевченко.
Таким образом, крепостной мог получить свободу, но часто это было столь непосильно для него, что он предпочитал «уж дорабатывать на барина, а там как будет – один Бог знает».
Свежие комментарии