На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

«Не посрамим земли русской»

"Князь Святослав". Художник Владимир Киреев

Греческие хронисты врут, что Святослав был разгромлен. Что ромеи окружили и уничтожили войско русов, потеряв всего 55 (!) человек, убили тысячи «скифов». По русской летописи, Святослав одержал победу и продолжил наступление на Царьград.

 

Второй поход в Болгарию


Разгромив непокорные племена печенегов, Святослав вернулся в Киев.

Он по-прежнему мечтал о Болгарии:

Не любо мне в Киеве, хочу сидеть в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси – меха и воск, мёд и люди…»
Великий князь не мог покинуть Киев, его удержала мать Ольга: «Видишь, я больна, куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда хочешь…» В июле 969 года княгиня Ольга скончалась. После её смерти Святослав наделил княжеской властью своих сыновей: Ярополк сел в Киеве, Олег – в древлянской земле, Владимир – в Новгороде. По русской летописи, Святослав двинулся в новый поход в 971 году. По греческим источникам, он был в Болгарии уже в 969 году. С ним снова были легкие рати печенегов и венгров.


В Болгарии и Византии в это время произошли важные события. Болгарский царь Пётр отрёкся от престола в пользу своего сына Бориса и умер в монастыре. Фактически царь Борис был ставленником византийского василевса (императора) Никифора Фоки. Греческая партия в Преславе взяла верх. Болгарские царевны были отправлены в византийскую столицу, чтобы выдать из замуж за сыновей покойного императора Романа. Народ заверяли, что дружба Болгарии и Византии будет вечной. Казалось, что Константинополь достиг желаемой цели. Однако Борис не пользовался популярностью как среди бояр, так и среди простого народа. Многие бояре предпочли бы власть русского князя Святослава, он не покушался на их свободу. Византийские же сановники привыкли повелевать людьми как рабами и жестоко наказывали за любое неповиновение. Болгарские феодалы отказывались повиноваться. В Македонии подняли восстание сыновья местного наместника Николы. Они провозгласили самостоятельное Охридское царство, занявшее обширную область. Это царство заняло враждебную позицию и по отношению к Преславе, и к Константинополю. Остальные наместники царя также склонялись к независимости, не желали собирать войска по зову царя Бориса.

Когда Святослав в августе 969 года вернулся в Болгарию, он сразу получил массовую поддержку среди простого народа и знати. Болгарские дружины немедленно стали пополнять русскую армию. Правители Охридского царства заявили о готовности воевать против Второго Рима вместе со Святославом. Практически не встречая сопротивления, великий русский князь легко овладел Болгарией. Греческие советники царя Бориса бежали. Великий Преслав никто не защищал. Борису ничего не оставалось, как склонить голову перед великом русом и стать вассалом Святослава. В Преславе была поставлен гарнизон во главе с воеводой Сфенкелом. После этого воины Святослава штурмом взяли Филиппополь (Пловдив). Город, оказавший сопротивление, обезлюдел. Русская летопись сообщала: «И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты». Греческий историк Лев Диакон писал, что Святослав в Филиппополе посадил на кол 20 тыс. человек. Это было обычное преувеличение. Византийские писатели преувеличивали «кровавость» русов и, описывая сражения, писали о незначительных потерях византийской армии, а «скифов» убивали тысячами.

В самом Константинополе произошёл дворцовый переворот. Никифор II Фока был настоящим воином, суровым и нелюдимым, который презирал роскошь и удовольствия царского двора. Отказ от роскоши и экономия денег не нравились многим представителям высшего света. Также Никифор планировал реформы в пользу простого народа, планируя ослабить и укоротить аппетиты знати и церкви. Это привело к возникновению заговора представителей аристократии и духовенства. Его возглавил племянник Никифора – Иоанн Цимисхий, которого василевс возвысил. Участницей заговора стала и жена императора – знаменитая куртизанка Феофано. Она стала любовницей Цимисхия и провела убийц в спальню мужа. После издевательств Цимисхий убил Никифора. Святослав официально был союзником Никифора Фоки. Формально разрыва не было, несмотря на нежелание русов уходить из Болгарии. Теперь же всё коренным образом изменилось. Союзника Святослава подло убили. Калокир бежал к русскому князю и стал претендентом на константинопольский престол.

Скифы идут!


Сначала новый император Иоанн Цимисхий вёл себя осторожно. На востоке наступали арабы, завоевания Никифора Фоки были почти потеряны. Под угрозой падения была сирийская Антиохия. В империи третий год свирепствовал голод. Еще одна война – с воинственными русами, которые были в союзе с болгарами, венграми и печенегами, была непосильной ношей для Восточно-Римской империи. Поэтому греки решили схитрить и купить мир. Византийское посольство отправилось к князю русов, чтобы подарками и обещаниями о союзе склонить к миру и возвращению в свои земли. Но византийские послы напрасно предлагали золото и грозили войной. В ответ Святослав пообещал поставить шатры пред царьградскими воротами и показать императору, что «мы не бедные ремесленники, живущие одними трудами, но храбрые воины, побеждающие врагов оружием

Началась война. Византия выставила своих лучших полководцев: магистра Варду Склира и победителя арабов патриция Петра. Ромеи заняли проходы через Балканские горы. Однако болгарские проводники провели русов по горным тропам, о которых не знали даже местные жители. Византийские заставы и гарнизоны на перевалах обошли, они сдались либо погибли. Войска Святослава обрушились на врага как снег на голову и ворвались во Фракию. Здесь, в землях Византии, Святослав не сдерживал своих воинов и союзников. Фракия была в огне. Тяжелая конница Варды Склира не могла сдержать противника. Обычно варвары не могли выдержать удара катафрактов и бежали. Но князь русов был умелым полководцем. Впереди и по сторонам от походных колонн, в которых шли основные силы пехоты и конницы, Святослав разослал легких печенежских и венгерских всадников. Обнаружив противника, они посылали гонцов к воеводам, а сами кружились вокруг бронированной византийской конницы. Их нельзя было догнать и уничтожить. Они обстреливали врага и ждали подхода конных дружин князя либо его пехоты. Соединенные силы князя легко громили противника. «Стена» щитов останавливала греков, конница фланговыми ударами громила врага.
 

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться»


Потеряв несколько передовых отрядов, Варда Склир отозвал остальные силы к основному войску. Начало войны было проиграно вчистую. Русы легко вторглись во Фракию, громили противника, грабили и жгли селения. Византийский полководец вынужден был дать генеральное сражение, чтобы остановить вторжение. Это устраивало князя русов. Он понимал, что главное в войне – не захват обширных территорий и осада крепостей, а уничтожение вражеской армии. Пока цело вражеское войско, война не выиграна, но если разгромлена армия, то крепости обречены. Сражение произошло у стен Адрианополя, по другой версии — у крепости Аркадиополь. Есть также версия, чтобы было два сражения. Под Адрианополем Святослав разбил противника в генеральном сражении и почти одновременно один из его отрядов был разбит у Аркадиополя. Численность войска Святослава русская летопись определяет в 10 тыс. воинов, а греческого — в 100 тыс. человек. Лев Диакон сообщает, что «варваров» было 30 тыс. человек, а греков — 10 тыс.

Святослав поставил войска традиционно – тремя полками. На флангах конница, в центре – русская и болгарская пехота. Варда Склир также разделили армию на три части: фланговые отряды расположил в лесных засадах. Авангард ромеев во главе с Иоанном Алакосом завязал бой с передовыми силами Святослава – легкой конницей печенегов. Он заманил печенегов под удар из засады. Греки легко опрокинули противника. За печенегами шла конница русов и венгров. Началась смертельная рубка. Греки и русы бросали в бой новые силы. Подоспела русская пехота. Греки также ввели в сражение пехотные полки. Вступил в бой ещё один засадный полк греческого полководца. Русские дружины стали медленно отходить. Казалось, победа близка.

Очевидно, этот момент описала русская летопись: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И отвечала дружина князю: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русы, и была сеча великая, и одолел Святослав.

Боевой порыв греков иссякал. Их конница не могла сломить русскую «стену» из множества копий, рогатин и топоров. Катафракты гибли в бесплодных атаках. Русы стояли, прикрывшись большими красными щитами, в их строю не было слабых мест. В каждой атаке греки теряли людей и коней. Позади «стены» приводили в себя в порядок русские дружины, венгры и печенеги. Сражение было проиграно. Грекам пришлось спешно отступать, пока войско не было полностью уничтожено.

Греческие хронисты врут, что Святослав был разгромлен. Что ромеи окружили и уничтожили русов, потеряв всего 55 (!) человек, убили тысячи «скифов». По русской летописи, Святослав одержал победу и продолжил наступление на Царьград-Константинополь, «воюя и разбивая города». В Константинополе была паника. Поэт Иоанн Кириот писал: «Во всеоружье Русь стремится против нас. Народы Скифии поднялись на войну…» Опустошив Фракию, «варвары» вторглись в Македонию, разгромили магистра Иоанна Куркуаса, предводителя войск македонской фемы. Грекам пришлось просить мира у Святослава, предлагать дань. У Цимисхия не было выбора. Его лучший полководец Варда Склир был разбит. Дорога на столицу открыта. Другие греческие полки были связаны войной с арабами. Начался мятеж полководца Варды Фоки – племянника убитого императора. Наскоро собранные в византийской столице войска пришлось направить на подавление опасного восстания.

Святослав также не мог идти на Царьград. Дружины после кровопролитных боев были обескровлены, необходимо было получить подкрепления из русской земли. Русский князь потребовал не только дань, но и возмещение всех военных расходов, золото на всех воинов, включая погибших: «Возьмёт за убитого род его!» Вести переговоры о судьбе болгарского народа князь не стал, ответил кратко и твёрдо: «До Болгарии вам дела нет!» Осенью 970 года русы, болгары, венгры и печенеги («Великая Скифия») покинули пределы империи. В итоге Русь и Византия заключили перемирие, но обе стороны готовились к новой схватке.


Степные походы Святослава. Н. Каразин

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх