Его обвиняли в предательстве во время Отечественной войны 1812 года. Но опытный русский разведчик упорно продолжал реализовывать собственный план шпионской игры. В итоге прав оказался именно он.
Имя этого человека – Михаил Барклай-де-Толли.

За два года до начала войны с Наполеоном военный министр России генерал Барклай предложил Александру I создать в нашей стране секретную организацию.
Основные задачи: ведение разведки, внешней и внутренней.Император согласился и в 1812 году была сформирована Особая канцелярия. Всего пять человек: директор, три экспедитора и один переводчик. Это официальный штат. Остальными сотрудниками стали шпионы-нелегалы из состава действующей русской армии.
Барклай-де-Толли подбирал людей лично. "Все они должны быть храбрыми, решительными и хитрыми. Лицом чистыми, да рожей не пьяными".
Основная работа Особой канцелярии велась по четырём главным направлениям.
Стратегическая разведка добывала информацию за границей.
Тактическая собирала данные о группировках противника.
Военная контрразведка должна была обнаруживать и уничтожать французскую агентуру в прифронтовой полосе и вводить врага в заблуждение.
Отдельной, четвёртой задачей, был анализ поступающей информации и представление прогнозных материалов императору и военному министру.
Барклай-де-Толли докладывал царю: "Разведчики к заданиям готовы. Это отважные, распорядительные офицеры".
То, что война с Францией неизбежна, знали все. Однако требовалась более точная информация о противнике. Его численность, вооружение, первоначальные планы.
Генерал Барклай отправил своих людей в Европу. Капитан Преображенского полка Павел Брозин обосновался в Мадриде. Кавалергард Александр Чернышов прописался в Париже. Поручик Владимирского полка Павел Граббе приехал в Мюнхен. Капитан Григорий Орлов прибыл в Берлин. А в столицу Австрии - Вену, делегировали барона Фёдора ван Сераскеркена.
Уже совсем скоро русский император знал о неприятеле практически всё.
"Докладываем численность первого эшелона армии Бонапарта. 500 тысяч хорошо вооружённых солдат и офицеров. Боевые действия начнут на Березине".
В Европе наши разведчики создали крупную агентурную сеть. На основе полученной информации для Александра I был подготовлен секретный аналитический доклад. "Генерального сражения не давать. Отступать. Свою армию беречь. Летучими отрядами вести партизанскую войну. Эти меры для французов утомительные и союзникам их, нестерпимые".
Всё в том же 1812 году Барклая-де-Толли обвинили в измене. Никто, кроме императора Александра I, не понимал, почему военный министр России постоянно отступает и ведёт французов прямо к Москве. А он продолжал отводить русские войска вглубь страны, потому что знал – так надо. Генерал верил своим разведчикам в Европе – и не ошибся.
В Бородинской битве генерал Барклай сражался так отчаянно, что все обвинения в предательстве были сняты.
С тех пор в нашей стране появилась и существует по сей день профессиональная военная разведка. Её создал князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли, русский полководец шотландско-немецкого происхождения. Второй (после М. И. Кутузова) полный кавалер ордена Святого Георгия.
Свежие комментарии