Мифы про различных подводных чудовищ будоражат разум человеческий по сей день. Морские глубины до конца не изучены, вот и видятся на дне океанском всякие кракены. Да что там океанское дно! Нас, простых смертных, набитых доверху различными страхами и суевериями, и речное дно с его “сомами-убийцами” пугает! И это в веке XXI…

Кит - “кетос” по-гречески, так и переводится как “морское чудовище”, это обстоятельство принесло некоторую путаницу в мифы. Точнее, сами греки-то вряд ли путались, но вот художники стали изображать несчастного монстра как им заблагорассудится.

Наиболее известен миф об Андромеде, эфиопской царевне, которая была принесена в жертву морскому чудовищу. Ее маман была чрезвычайно хвастлива, а так как инстаграма тогда не было, хвалилась Кассиопея своею красотою направо и налево. Да не просто хвалилась, а еще утверждала, что и она, и дочь ея, покрасивей многих будут. Например, точно симпатичнее нереид. Особенно, Амфитриты.

Амфитрита помчалась жаловаться мужу на такое лютое безобразие. Муж ее был не абы кто, а сам Посейдон, который, недолго думая, наслал на злополучное царство шторма/бури/наводнения и чудище страшное да прожорливое: кетоса.

Несчастные эфиопцы и эфиопки обратились к оракулу, который предложил отличный выход - принести в жертву чудовищу царскую дочку - Андромеду. Ее батюшка, царь Кефей, был против, но демократия есть демократия. Под давлением народа Андромеду все-таки приковали к скале, в таком плачевном положении ее увидал возвращавшийся с охоты на Медузу Персей. Вооруженный мечом и головой горгоны, герой быстренько расправился с кетосом и освободил красотку. И жили они долго и счастливо.

Этот сюжет широко распространен в живописи, но художники изображают гада морского как угодно, но только не в виде кита.

Еще одна история, в которой фигурирует кит - история пророка Ионы. Бог дал ему важное поручение, Иона должен был отправиться в Ниневию, чтобы призвать ее жителей к покаянию иначе их ждет гибель. Этого малоприятного задания пророк пожелал избежать и отправился на корабле в Фарсис. Такой дерзкий акт неповиновения Бога возмутил, и он наслал неистовую бурю. Несчастные мореплаватели не нашли ничего лучше для усмирения гнева господня, как выкинуть Иону за борт, где его сразу проглотил кит.

В чреве кита Иона усердно молился и, видимо. вызвал у несчастного зверя несварение. Помучавшись трое суток, кит выплюнул пророка на сушу. Художники и иконописцы активно иллюстрировали эту историю, тоже часто изображая кита несколько неожиданно. Скорее всего, такое разнообразие во внешности наблюдалось потому, что в средневековом мире кита собственно никто не видел, а изображал, основываясь на надежных свидетельствах очевидцев.

Многие живописцы изображали кита, основываясь на описании, которое было представлено в греческом “Физиологе”, сборнике статей о животных. Там уверенно говорится, что кита легко спутать с островом. Многие наивные мореплаватели на него высаживаются, а коварная зверюга вместе с людьми погружается на дно.

Наиболее реалистично описывал кита Аристотель. В своей «Истории животных» он пишет: «Все животные, имеющие дыхало, дышат, вдыхая в себя воздух, ибо у них есть легкие. Дельфин, кит и все другие китообразные, имеющие не жабры, а дыхало, живородящи, подобно людям и сухопутным четвероногим».

Но далеко не все современники учитывали мнение Аристотеля, а в последующие столетия, сведения о китообразных исказились настолько, что в лучшем случае кита изображали как гигантскую рыбу. Ученые основывали свои труды не на собственных наблюдениях, а на изучении трактатов предыдущих авторов. Так, например, поступал Плиний Старший. В своей “Естественной истории” он пишет:
“Дыхало у китов помещается на лбу, и поэтому они плавают близко от поверхности, выпуская в воздух целые смерчи воды, падающие затем вниз, как потоки дождя”.


Ситуация с изображением китов в виде гигантских рыб или вовсе каких-то странных чудищ стала потихоньку исправляться в XVII веке с развитием масштабного китобойного промысла.

Свежие комментарии