На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Чудо-юдо рыба-кит

Мифы про различных подводных чудовищ будоражат разум человеческий по сей день. Морские глубины до конца не изучены, вот и видятся на дне океанском всякие кракены. Да что там океанское дно! Нас, простых смертных, набитых доверху различными страхами и суевериями, и речное дно с его “сомами-убийцами” пугает! И это в веке XXI…

Бестиарий Анны Уэльской, XV век.
Бестиарий Анны Уэльской, XV век.

Кит - “кетос” по-гречески, так и переводится как “морское чудовище”, это обстоятельство принесло некоторую путаницу в мифы. Точнее, сами греки-то вряд ли путались, но вот художники стали изображать несчастного монстра как им заблагорассудится.

Персей и Андромеда, 575-550 гг. до н. э.
Персей и Андромеда, 575-550 гг. до н. э.

Наиболее известен миф об Андромеде, эфиопской царевне, которая была принесена в жертву морскому чудовищу. Ее маман была чрезвычайно хвастлива, а так как инстаграма тогда не было, хвалилась Кассиопея своею красотою направо и налево. Да не просто хвалилась, а еще утверждала, что и она, и дочь ея, покрасивей многих будут. Например, точно симпатичнее нереид. Особенно, Амфитриты.

Персей освобождает Андромеду, Помпеи, 62−79 гг.
Персей освобождает Андромеду, Помпеи, 62−79 гг.

Амфитрита помчалась жаловаться мужу на такое лютое безобразие. Муж ее был не абы кто, а сам Посейдон, который, недолго думая, наслал на злополучное царство шторма/бури/наводнения и чудище страшное да прожорливое: кетоса.

Густав Доре. "Андромеда", 1869 г.
Густав Доре. "Андромеда", 1869 г.

Несчастные эфиопцы и эфиопки обратились к оракулу, который предложил отличный выход - принести в жертву чудовищу царскую дочку - Андромеду. Ее батюшка, царь Кефей, был против, но демократия есть демократия. Под давлением народа Андромеду все-таки приковали к скале, в таком плачевном положении ее увидал возвращавшийся с охоты на Медузу Персей. Вооруженный мечом и головой горгоны, герой быстренько расправился с кетосом и освободил красотку. И жили они долго и счастливо.

Тициан. "Персей и Андромеда", 1554-1556 гг.
Тициан. "Персей и Андромеда", 1554-1556 гг.

Этот сюжет широко распространен в живописи, но художники изображают гада морского как угодно, но только не в виде кита.

Антон Рафаэль Менгс. "Персей и Андромеда", 1778 г.
Антон Рафаэль Менгс. "Персей и Андромеда", 1778 г.

Еще одна история, в которой фигурирует кит - история пророка Ионы. Бог дал ему важное поручение, Иона должен был отправиться в Ниневию, чтобы призвать ее жителей к покаянию иначе их ждет гибель. Этого малоприятного задания пророк пожелал избежать и отправился на корабле в Фарсис. Такой дерзкий акт неповиновения Бога возмутил, и он наслал неистовую бурю. Несчастные мореплаватели не нашли ничего лучше для усмирения гнева господня, как выкинуть Иону за борт, где его сразу проглотил кит.

Альбертус Пиктор, фреска, XV век.
Альбертус Пиктор, фреска, XV век.

В чреве кита Иона усердно молился и, видимо. вызвал у несчастного зверя несварение. Помучавшись трое суток, кит выплюнул пророка на сушу. Художники и иконописцы активно иллюстрировали эту историю, тоже часто изображая кита несколько неожиданно. Скорее всего, такое разнообразие во внешности наблюдалось потому, что в средневековом мире кита собственно никто не видел, а изображал, основываясь на надежных свидетельствах очевидцев.

Псалтырь. Византия, XI век.
Псалтырь. Византия, XI век.

Многие живописцы изображали кита, основываясь на описании, которое было представлено в греческом “Физиологе”, сборнике статей о животных. Там уверенно говорится, что кита легко спутать с островом. Многие наивные мореплаватели на него высаживаются, а коварная зверюга вместе с людьми погружается на дно.

Кит. Бестиарий Харли, XIII в.
Кит. Бестиарий Харли, XIII в.
Наиболее реалистично описывал кита Аристотель. В своей «Истории животных» он пишет: «Все животные, имеющие дыхало, дышат, вдыхая в себя воздух, ибо у них есть легкие. Дельфин, кит и все другие китообразные, имеющие не жабры, а дыхало, живородящи, подобно людям и сухопутным четвероногим».
Ловля кита в Белом море, 1760 г.
Ловля кита в Белом море, 1760 г.

Но далеко не все современники учитывали мнение Аристотеля, а в последующие столетия, сведения о китообразных исказились настолько, что в лучшем случае кита изображали как гигантскую рыбу. Ученые основывали свои труды не на собственных наблюдениях, а на изучении трактатов предыдущих авторов. Так, например, поступал Плиний Старший. В своей “Естественной истории” он пишет:

“Дыхало у китов помещается на лбу, и поэтому они плавают близко от поверхности, выпуская в воздух целые смерчи воды, падающие затем вниз, как потоки дождя”.
Св. Брендан Мореплаватель проводит пасхальное богослужение на спине у кита
Св. Брендан Мореплаватель проводит пасхальное богослужение на спине у кита
Дирк Барендс, 1580 г.
Дирк Барендс, 1580 г.

Ситуация с изображением китов в виде гигантских рыб или вовсе каких-то странных чудищ стала потихоньку исправляться в XVII веке с развитием масштабного китобойного промысла.

Абрахам Сторк. Голландские китобои возле Шпицбергена. 1690 г.
Абрахам Сторк. Голландские китобои возле Шпицбергена. 1690 г.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх