На представленных ниже снимках запечатлен американский психиатр Джеймс Роджерс. Его приговорили в 1965 году к смерти на электрическом стуле якобы за профессиональную некомпетентность и недопустимые методы работы с пациентами. Тем не менее, доктор не дождался казни и за два дня до нее сам наложил на себя руки в тюремной камере, отравившись ампулой яда, которую пронес ему кто-то из друзей-посетителей (esoreiter.ru).
Всему виной стал так называемый Массачусетский эксперимент, в рамках которого Роджерс воздействовал на, казалось бы, совсем безнадежно душевнобольных людей совершенно немыслимыми способами. Согласно своей методике, врач усиливал паранойю пациентов настолько, что ее новый виток просто-напросто исправлял все проблемы несчастных.
Руководство Массачусетского университета невропатологии и психологии, где некогда работал этот удивительный человек, недавно признало, что эксперимент имеет колоссальное научное значение, и эффективность его неоспорима. Перед живыми родственниками Роджерса чистосердечно извинились. Тем не менее, уникальную методику, разработанную специалистом, почему-то так и не используют, и это наталкивает на мысль о том, что психиатрии, как и любой другой отрасли клинической медицины, не нужны выздоравливающие больные.
В чем заключался Массачусетский эксперимент
Однажды к доктору Роджерсу попал пациент, который был убежден, что по всем поверхностям вокруг него ползают полчища жуков. Другой врач сразу принялся бы доказывать больному, что тот ошибается, и никаких насекомых нет.
Джеймс же пошел другим путем и сообщил мужчине, что бесчисленные жуки действительно присутствуют кругом, однако их видят далеко не все. Мол, только особо чувствительные люди способны замечать их, и официальная медицина старается не распространяться об этом. Пациент, поняв, что с ним на самом деле все в порядке, постепенно смирился с насекомыми и со временем перестал реагировать на них как на нечто из ряда вон выходящее. Это в итоге позволило мужчине избавиться от своих страхов и вести нормальную жизнь.
Другой больной по имени Аарон Платновски, страдавший когнетивно-энфазийным нарушением психики, считал себя жирафом. Никакие логические доводы, убеждения и сравнения с фотографиями настоящих жирафов ему не помогали. Пациент был уверен в том, что он не человек, на все сто процентов. Он ни с кем не разговаривал, а из еды соглашался употреблять только листья.
Когда этим мужчиной занялся Джеймс Роджерс, он попросил своего знакомого биолога написать фиктивную научную статью о том, что учеными совершено ошеломительное открытие: оказывается, в природе встречаются жирафы, которые выглядят, думают и разговаривают, как люди. И даже пища им нужна та же, что и Хомо Сапиенс. Платновски, ознакомившийся с этим материалом, успокоился и вскоре социализировался. Бывший больной, ставший со временем аудитором в крупной фирме, даже выступал на суде в защиту своего психиатра.
Последние слова психиатра
Увы, суд счел медика шарлатаном и признал его эксперимент бесчеловечным. Джеймс был приговорен к высшей мере наказания. Незадолго до своего самоубийства он передал судье сообщение, которое попросил обнародовать в какой-нибудь газете. Местное издание «The Massachusetts Daily Collegian» исполнило последнюю волю доктора и опубликовало его письмо, в котором говорится:
«Принято считать, что все люди должны воспринимать мир одинаково, однако это отнюдь не так. Если несколько людей соберутся вместе и постараются пересказать друг другу самые очевидные и простые, на первый взгляд, понятия, то они неожиданно поймут, что живут в абсолютно разных мирах. И только комфорт личности определяет ее психическое спокойствие.
Если индивидуум считает себя жирафом, и никто из окружающих не отрицает этого, то он настолько же нормален в своем мире, как вы – в своем. Того, для кого трава голубая, а небо зеленое, не нужно переубеждать в этом, а напротив, следует согласиться с ним, и тогда его психика будет в полном порядке. Нет никакой принципиальной разницы между ним и нормальным человеком, который видит траву и небо окрашенными в «правильные» цвета.
Многие люди верят в Бога, в загробный мир, в пришельцев, в реинкарнацию. Разве опасен для общества человек, живущий в гармонии со своими убеждениями и верой? Разумеется, нет. Но попытайтесь отнять это у него, и он действительно станет невменяем, поскольку не пожелает оказаться в чуждом и холодном для себя мире, где он ничего не понимает и где не может ни на что опереться.
Так что не имеет значения, какими свойствами вы наделяете свой персональный мир. Пока вы верите в них, они реальны, и пока с ними никто не сражается, они не опасны».
Свежие комментарии