Группа экологов установила, что одна из причин пожаров в лесах Сибири состоит в глобальном потеплении. В результате потепления пихты и кедры лишены значительных запасов воды.
По словам Вячеслава Харука из Института леса Российской Академии Наук в Красноярске, пихта и кедр являются влаголюбивыми видами хвойных, это так называемые «деревья туманов».
Деревья, ослабленные недостатков воды, становятся более восприимчивыми к влиянию фитопатогенов. Вместе с тем, за счет увеличения продолжительности периода вегетации и возрастания засушливости климата насекомые-вредители увеличивают численность своих популяций, расширяют ареалы существования, продвигаются в высокогорья и на север.В последние несколько лет количество пожаров на юге Сибири, в Забайкалье и в нескольких районах европейской части России увеличилось в разы. Только в последние два года на территории Хакасии, Бурятии и некоторых других южных регионов Сибири горели сотни тысяч гектаров леса, несмотря на то, что местные жители совместно с властями пытались предотвращать и тушить возгорания. От такого рода пожаров экономический ущерб за минувший год составил 12 миллиардов рублей, а за 2015 – порядка 60 миллиардов.
По мнению Харука, одна из причин сложившегося положения заключается в климатических изменениях. Согласно прогнозу Межправительственной группы экспертов по климатическим изменениям, средние температурные показатели в этом столетии вырастут примерно на 1,1-6,4 градуса. Это может привести, а в некоторых случаях уже привело к изменениям распределения осадков, течений, а также к значительным перестройкам экосистем.
Было установлено, что глобальное потепление оказало различное воздействие на рост лесов в северных и горных районах, а также в низинах на юге Сибири. Глобальное потепление на юге оказало негативное воздействие вследствие того, что деревья лишились доступа к достаточному количеству воды. Старые деревья в результате начали умирать заметно быстрее, а рост новых деревьев значительно замедлился.
Несколько иначе выглядит ситуация в горах – на склонах Алтайских гор пихтовые и кедровые леса в настоящее время процветают. Более того, скорость роста деревьев здесь, согласно оценкам ученых, не только не снизилась, но даже возросла на 50-90 процентов. Как отмечают исследователи, за счет роста температур леса продвинулись в сторону вершин приблизительно на 150 метров. Ситуация улучшилась аналогичным образом и в северных регионах Сибири, где лиственница, кедр и пихта начали значительно быстрее расти по сравнению с 1960-ми.
Таким образом, отмечает Харук, нет никакого смысла восстанавливать пихтовые и кедровые леса на тех территориях, где произошло изменение эколого-климатических условий, вследствие чего эти территории больше не отвечают требованиям данных видов деревьев. Замена пихты и кедра в данных районах засухоустойчивыми породами деревьев будет наиболее оптимальным решением.
Свежие комментарии