Воистину не зря говорится, что, имеем не ценим, а потеряв, сожалеем. Похожая ситуация сложилась и в Ленинградской области в заброшенном Баболовском парке на окраине известного всем Царского села.
По сути, восьмое чудо света «Царь-ванна» Российской империи 18 века буквально предана забвению, и тихо покоится посреди накопившегося мусора в развалинах Красных бань Баболовского дворца.
Что это — недальновидность историков, равнодушие чиновников или банальная скупость администрации? Как возможно, чтобы такой ценный экспонат пребывал в заброшенном состоянии и не являлся музейным артефактом? Почему о таком уникальном объекте вообще мало кто знает в России?Эту чудо-ванну по-другому называют еще «Баболовская чаша». Вес огромного раритетного сосуда достигает 48 тонн, поэтому его признали самым крупным каменным сосудом в мире и занесли в почетную книгу рекордсменов Гинесса. Выполнена чаша из цельного куска гранита и идеально отполирована искуснейшими мастерами-каменотесами практически вручную. Её диаметр 533 сантиметра, внутренняя глубина 152 сантиметра, вмещаемый размер для жидкости составляет около 34 тысяч литров, а объем 23 кубометра.
У гигантского шедевра есть своя предыстория. Русская императрица Екатерина II в семидесятых годах 18 века пожаловала князю светлейшему Потемкину Григорию Таврическому земли Баболовского парка Царского села. На территории парка ранее, ещё в 1785 году и была построена миниатюрная одноэтажная дворцовая летняя дача для Романовской семьи, состоящая всего из семи комнат. Строение посещали августейшие особы, особенно знатные дамы, которые не имели возможности принародно купаться в водоемах, ведь им по своему высшему рангу не престало публично оголяться. Потемкин довольно редко сюда наведывался, поэтому к моменту смерти князя в 1791 году Баболовский дворец находился в запустении и стремительно ветшал.
Новую жизнь Баболовскому дворцу дал Александр I, поручив перестройку ветхого здания знаменитому архитектору Василию Стасову. Центральное помещение павильона было полностью перестроено и расширено под размеры Баболовской ванны в 1823 по его проекту. Из восьмиугольного помещения купальня приобретает овальную форму.
Сначала в центре на новых фундаментах была поставлена и укреплена «Царь-ванна», а уже потом по периметру вокруг неё возвели стены и подвели под кровлю. Под купальней были созданы низкие технические подвальные помещения с водоотводящей системой для самотечной ванны, на дне которой имеется маленькое круглое отверстие для слива воды. Баболовский дворец был связан непосредственно с Таицким водопроводом. Для Баболовской чаши предусматривалась механическая система подачи воды по оцинкованным трубам, причем как холодной, так и подогретой в специальных печах, расположенных в другом конце строения.
В 18 веке в Царском Селе имелась целая система водоснабжения известная, как Таицкий водовод, военного инженера Фридриха Баурова. Суточная производительность Баурского канала составляла приблизительно три тысячи кубометра воды. На протяжении 16 километров вода в нем шла водотоком и питала все водяные сооружения Царскосельских парков.
По требованию этого мастера с ближайшего финского острова в Баболово был доставлен монолитный кусок крупнозернистого гранита с весом свыше 160 тонн, имевший уникальные вкрапления лабрадора. Талантливый мастер Суханов проделал практически ювелирную работу с гранитной глыбой, придав ей четкие строгие контуры чаши и доведя толщину её стен до минимального размера в 45 сантиметров, что позволяет выдерживать вес полностью наполненной водой ванны.
Работали древние отечественные камнерезы вручную с помощью скарпели, постепенно дни и ночи напролет выдалбливая нужную форму будущего шедевра. По подсчетам экспертов для придания каменной глыбе чашеобразного вида ремесленникам потребовалось ударить по скарпели киянкой несколько десятков миллиардов раз. Около 7 лет понадобилось Суханову со своей артелью каменотесов, чтобы придать граниту вид чаши идеальной формы.
Готовую исполинскую ванну с общей площадью поверхности более 50 квадратных метров затем полировали внутри и снаружи ещё на протяжении десяти лет, начиная с 1818 года. Теперь, благодаря своим природным свойствам, и кропотливому труду древних отечественных шлифовальщиков чаша меняет цветовые оттенки при различном освещении.
Во Вторую мировую войну фашисты пытались вывезти в Германию гранитную чашу, однако они не смогли найти подходящее оборудование и транспорт, чтобы реализовать свои мародерские планы, поэтому отечественное чудо осталось на прежнем месте. К счастью, его не коснулись ни бомбежки, превратившие Баболовский дворец в руины, ни оружейные выстрелы. На Баболовской чаше не осталось тогда ни одной царапины. А вот в наши дни вандалы раскрасили фасад и бока уникального объекта, не задумываясь о его исторической значимости для потомков.
По оценке реставраторов, на сегодняшний день, восстановление Баболовского парка и дворца определяется уже в 100 миллионов долларов. Старый кирпич под «Восьмым чудом света» стал очень хрупким и скоро не сможет выдерживать многотонную нагрузку, а значит, величественная чаша провалится и треснет. Неужели русский народ стал духовно беднее, а великая держава технически слабее России двухсотлетней давности, вооруженной лишь зубилом и киянкой?
Гранитное чудо Баболовского дворца вправе встать в один ряд с такими известнейшими исполинами русского зодчества, как «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Соответственно и относиться к уникальному историческому российскому исполину надо с должным пиететом.
Свежие комментарии