Медвежатину есть нельзя: так считали не только народы Поволжья и Урала, но и жители Сибири и даже Дальнего Востока. Но вот охотиться на медведей разрешалось, правда, такая охота сопровождалась определенными ритуальными действиями. А почему нельзя есть медвежатину?
Это «человек» - нельзя есть своих сородичей
Славянское население, жившее в Сибири, даже после Крещения Руси соблюдало древние верования. Хотя многие из них были утрачены к XVIII веку. Тем не менее, отголоски остались – один из таких отголосков – запрет на принятие в пищу медвежатины.
Г. В. Афанасьева-Медведева, этнограф из Иркутска, в работе «Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири» пишет: туша медведя в освежеванном виде похожа на человеческие тело. Например, лапы медведя похожи на человеческие руки: есть плечи, локти и пальцы. Молочные железы у медведиц напоминают женскую грудь.
Поведение медведя тоже во многом «человеческое». К примеру, он купается также, как люди: «медведь вышел к реке... он как человек, причинное место вымыл, гузённое и морду». Медведица сталкивает медвежат к речке, показывая, как правильно надо мыться.
У медведя есть музыкальный слух, он умеет свистеть и танцевать. Не зря же в цирке мишки выполняют многие номера под определенную музыку, значит, слышат ее и понимают. В Иркутской области жители рассказывали этнографу, что мишка играл с ведрами, которые бросили женщины, едва его завидев, потом напялил ведро на ногу и так с ним и ушел, побрякивая и прислушиваясь к звуку.
Камчатские рыбаки замечали, что медведи рыбу ловят, используя те же приемы. Что и люди: мутят воду, чтобы рыба потеряла ориентацию, потом спокойно ловят. А еще мишки плеваться умеют – при этом целятся человеку прямо в лицо.
Медведи пугаются так же, как и люди, испытывают даже стыд, и уходят, когда женщины задирают юбки. А еще они мстительные: могут запомнить, кто их напугал, а потом прийти и раскидать вещи с палатками, нагадить на них.
Но самое главное – почему не едят медвежатину, это тот факт, что через медвежье мясо людям могут передаваться болезни. Еще есть чувство брезгливости, ведь сами-то мишки практически никогда не отказываются от поедания человеческого мяса.
Но были и исключения – почему ели медвежатину
Очень редко – не больше 1-2 раз в год – сибирские народы охотились на мишек, и даже ели их мясо. Такая охота была священной и сопровождалась многими запретами. Если не соблюдать такие запреты – считалось, что охотники станут жертвами мести медведей.
Итак, запрещалось следующее:
- Нельзя было говорить о медведе вслух и называть его имя;
- Говорить на кого именно идет охота;
- После того, как медведя завалят, охотники должны были обязательно провести прощальный ритуал.
- Нельзя оставлять останки медвежьей туши у берлоги (кеты, к примеру, верили, что косолапый оживет);
- Запрещалось собакам приближаться к туше с слизывать кровь медведя (тоже потому, что он напоминал человека);
- Нельзя ломать медвежьи кости при разделывании туши;
- Все останки потом следовало схоронить, как человеческие.
Запреты были также в том, кому можно есть, а кому нельзя даже приближаться к медвежьему мясу. Даже по части различных органов или частей туши тоже были свои обычаи. К примеру, в народе орочей медвежатину разделывали и ели исключительно взрослые мужчины: женщинам и детям к нему вообще запрещалось притрагиваться.
У ханты и манси существовал миф о том, что женщина – это дочь медведя. Поэтому ей нельзя питаться медвежатиной из-за страха, что однажды она может съесть своих родственников-людей и родственников-медведей.
В общем, медведя считали кем-то вроде человека. Поэтому и запрещали есть его мясо – в первом случае если сам мишка питался человечиной, во втором, если косолапый считался близким родственником рода людского.
Свежие комментарии