На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 543 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Теплов
    У учёных есть логика, за исключением ошибки, что человек с другой планеты. Нет мы все созданы здесь. https://dzen.ru/...Эллис Сильвер: лю...
  • Алекс Маас
    Уважаемый автор, по весьма распространённой ошибке вы вставили фото другого человека — не писателя-антрополога Карлос...Карлос Кастанеда ...
  • Ирина Ирина
    Китайский и японский языки принадлежат к разным языковым группамОт кого произошли...

Как Вещий Олег с хазарами воевал

Князь с которого и началось, по сути, государство, известное, как Киевская Русь, личность больше легендарная, чем историческая. Даже те сведения о нем, которые до нас доводят летописи, противоречивы, неясны, а часто еще и весьма спорны. Зато есть широкое поле для теорий, гипотез, предположений и откровенных выдумок, если не сказать вранья.

Например, об отношениях Олега с хазарами.

С давних времен в русском сознании укоренилось представление о хазарах, как о непримиримых врагах Руси. Не знаю как сейчас, а в моем детстве были широко известны пушкинские строки:

Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам.

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам...

А. С. Пушкин, "Песнь о вещем Олеге"

Тогда я не задумывался, как то за какой такой набег мстил Вещий князь хазарам, и какие села и нивы он жег. Впрочем, большинство обывателей, даже если они интересуются историей, представления о Хазарском каганате весьма туманны. Правда существуют люди, в том числе среди серьезных историков, которые полагают, что неразумным и вдобавок вероломным был, как раз русский князь, испортивший отношения с хазарами, которые были славянам добрыми друзьями и покровителями, а русам верными союзниками.

Однако в данной статье мне хотелось поговорить о другой версии русско-хазарских отношений. Ее сторонниками являются в первую очередь, не раз уже упомянутые мною «неоязычники», а так же просто люди начитавшиеся Льва Прозорова. Суть ее сводится к тому, что главной целью Олега, с которой он и двинулся из Новгорода на юг, это освобождение всех славян томящихся под чудовищным хазарским игом. Уже в девятом веке он проникся идеей братства славянских народов, говорящих на одном языке и поклоняющихся одним богам и задался целью собрать их в едином государстве и вместе крушить злобных врагов, в первую очередь Хазарский каганат. Прозоров писатель талантливый и в его книгах эти идеи выглядят очень красиво и вдохновляющее, но имеют мало отношения к реальности.

Начнем с того что жестокость и жадность хазар мягко говоря преувеличена. Часть славянских племен вошедших потом в Киевскую Русь были данниками хазар, но вовсе не чувствовали чудовищного угнетения и освобождения не жаждали. Время было такое, все либо кому то платили, либо с кого то брали. Бывало и такое что с одних брали, а другим платили. Хазарская дань была вполне умеренная, в этом сходятся все летописцы, кроме одного, автора Радзивилловской летописи. Хотя возможно не автор, а переписчик, почему то записал, что хазары брали со славян дань девицами. Однако остальные источники в один голос утверждают, славянские данники давали по белке с «дыма». Иногда добавляют, что еще и по серебряной монете, имеется ввиду, видимо арабский дирхем. Восточные авторы, в первую очередь арабы, тоже ничего не говорят о какой то особой жестокости хазар по отношению к данникам. Зато есть упоминание о том, что славянских рабов хазарам продавали…русы. Это, по моему мнению, были не те русы, что создали Киевскую Русь, но в данном случае важен тот факт что хазары вовсе не выжимали все соки из своих данников и уж тем более не брали с них дань людьми. И дело тут не в гуманизме и человечности, а в здравом смысле. Хазары были хорошими торговцами и прекрасно понимали, что лучше получать меньше, но регулярно и без проблем. А попытка потребовать вместо беличьих шкурок, юных девиц, обернулась бы немалыми сложностями, а их у хазар и без того хватало.

Но допустим, русская душа Олега не могла смириться с тем фактом, что люди одного с ним языка, одной веры платят кому то дань. По логике вещей, он должен был набрать войско и отправится в поход. Освободительный. Действительно, в 882 году собрав большое войско, князь двинулся в поход… на Киев. Но согласно летописи поляне, столицей которых он был, дани хазарам уже не платят. Неизвестно точно когда и как это случилось, но факт что Олег полян освободил не от власти хазар, а от собственного князя, взамен дав свою. По пути в Киев войско Вещего князя подчинило Смоленск и Любеч, на свободу, которых никто до этого не посягал. Такой вот освободительный поход.

Мне могут возразить, что прежде чем бросить вызов могущественному противнику, Олег собирал под свои знамена, как можно больше свободных племен, основательно готовился к войне. Что ж допустим. Тогда видимо именно в рамках подготовки к смертельной схватке, нужно рассматривать следующий шаг Великого князя, захватив Киев он согласно летописи, строит города в подвластных землях и устанавливает для покоренных племен дань. Оно и понятно, нужно же наполнять казну новообразованного государства. В следующем году Олег снова выступает в поход и снова не на хазар. На этот раз его целью стало племя древлян, тоже кстати никому до сего момента дани не платившее. Но древляне идей Олега о единстве славянских народов не разделяли, хотели жить самостоятельно. Тем хуже для них. Покорив древлян Великий князь Киевский заставил их платить в качестве дани по «черной кунице». Даже если предположить что под этими словами имеется ввиду именно куница, а не соболь, дань все равно не малая, это вам не по «белке с дыма». Видимо отчаянно сопротивлялись Олегу раз на них наложили самую тяжелую дань. Впрочем если верить летописи, племя действительно было непокорным, древляне восставали минимум еще три раза, терпели поражение, дань им утяжеляли, однако выводов они не делали. Однако говоря о покорении древлян тот же Лев Прозоров считает, что Олег таким образом обезопасил свой тыл перед войной с хазарами. Видимо древляне настолько считали себя отдельным народом, что могли в отсутствие князя с основным войском ударить по Киеву. Ну допустим. Теперь то ничего не мешает начать поход против «неразумных» хазар и освободить томящиеся под их гнетом «братские» племена, которые подзаждались уже своего спасителя.

И вот наконец Олег идет на хазар. Но… Летопись описывает эту «войну» следующим образом:

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и «вам (им платить) незачем».

Вызывает вопрос выражение «победил северян». Они что обрадовались так сильно, что от избытка чувств оказали «освободителям» сопротивление? И что означает «дань легкую»? Легче чем хазарская? Или легче чем платили другие племена? Следущая запись в летописи вносит некоторую ясность.

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

Радимичи дали Олегу ту же дань, что платили хазарам, надо думать, что и северян, которых еще пришлось и побеждать, постигла такая же участь. Таким образом получается, что освобождение племен плативших дань хазарам, выразилось в том, что дань которую они раньше платили в Итиль (столица Каганата) теперь направлялась в Киев. Почувствовали ли северяне и радимичи, какое либо облегчение, остается лишь гадать. Вскользь замечу, что среди славянских племен осталось еще одно платившее хазарам дань до середины десятого века. Это племя вятичей, которых «освободил» уже князь Святослав Игоревич.
Олег же надо сказать выбрал удачный момент для присоединения северян и радимичей. Хазарский каганат в те времена испытывал немалые трудности. С востока напирали печенеги, на юге восстали аланы, сильное кочевой племя, находящее в вассальной полузависимости от хазар. И без того не простые отношения с мусульманскими странами, в первую очередь с арабами, еще больше осложнились с принятием правящим классом Хазарии иудаизма. У Великого кагана просто не было сил чтобы организовывать поход против Руси. Дело ограничилось торговой блокадой, хазары перекрыли для Руси поток арабского серебра, ранее поступавшего по Волжскому торговому пути. Русь это пережила, под ее контролем теперь был другой путь – Днепровский, путь «из варяг в греки».

Ну а как же «Священная» война Олега против хазар? Он же сам сказал, «Я враг им». А никак, на этом все. Ни о каких боевых действий руссов непосредственно с хазарами ни один источник не сообщает. Из русских летописей Хазария надолго исчезает, появляясь лишь в связи с упоминанием похода Святослава, в 965 году.

Примерные границы Киевской Руси при Олеге Вещем. Красной линией выделена территория с которой князь начинал. По моему впечатляет.
Примерные границы Киевской Руси при Олеге Вещем. Красной линией выделена территория с которой князь начинал. По моему впечатляет.

Таким образом, ясно видно что действия Олега продиктованы не идеология противостояния свободного, языческого славянства против чудовищного Хазарского Каганата, лживой и подлой Византии и других врагов. Вещий Олег вовсе не считал, восточных славян одним народом и его мало волновало счастье и свобода отдельных племен. Он строил свое государство и личной вражды к хазарам не имел. В удачный момент он просто отобрал у них часть данников, в свою пользу. А благородный воин, суровый, но справедливый, несущий славянам знамя свободы и единства существует лишь в головах отдельных историков, околоисториков и просто людей настроенных романтически и патриотически, но пытающихся судить о событиях с более чем тысячелетней давности по современным понятиям. Подобные вещи приветствуются в определенных жанрах художественной литературы, а для истории это очень вредно. Да и ни к чему в данном случае. Личность Вещего Олега и без того внушает уважение и восхищение. Для того чтобы поразиться масштабам и грандиозности его свершений достаточно взглянуть на карту тех лет. В течении трех лет (882-885) он создал крупнейшее государство в Европе, способное бросить вызов ведущим державам того времени. И не просто создать, но и сохранить и укрепить и передать преемнику.

Все изображения в статье взяты из открытых источников.

 

Ссылка на первоисточник
наверх