Несмотря на то, что советским школьникам родные учителя постоянно твердили о важности всех без исключения профессий в Союзе, правда была далека от громких лозунгов.
Были профессий, дававшие разного рода преимущества. И устроиться, попасть, оказаться на определенном месте – значит, подняться в социальном статусе. И это совсем не о работе в НИИ.
Стоматолог
Профессия на все времена, потому что при любой власти и государственном строе быть стоматологом – значит, иметь кусок самого вкусного хлеба с самым жирным маслом. Протезирование зубов даже в свете бесплатной медицины оказывалось прибыльным.
Не секрет, что протезировали на дому, хоть это и могло закончиться судом. Но взятки, связи, подходы – уже одно это позволяло стоматологам, имея госоклад, приносить домой чуть больше его. И даже не чуть больше.
Конечно, утверждать, что такими привилегиями пользовались все до одного стоматологи, было бы неверным и несправедливым. Но то, что профессия всегда считалась хлебной, не оспаривается.

Продавец
Сейчас это сложно представить, но во времена дефицита продавец был человеком с особыми возможностями. Он мог достать то, чего на прилавке на найти.
Работал активно и обменный принцип: сапоги в обмен на финскую колбасу, например. Хотя каждому такому «злоупотребителю» грозила Госторгинспекция, привлекательность профессии не особо перед этим меркла.

Таксисты
То ли работяги, то ли ушлые «леваки», которые берут с пассажира не по счетчику – отношение к таксистам в СССР могло быть действительно разным. Обсчитать клиента тоже не считалось чем-то из разряда прецендента, а если клиент пьян и возвращается, например, из ресторана, тут уже искушение назвать цену повыше терзало не одного таксиста. Впрочем, даже те, кто работал честно, мог рассчитывать на приличный оклад.

Работники гостиниц и ресторанов
Зарплата у них могла быть и не высокой, но в ресторане можно было фактически прокормиться. Стоит только вспомнить фильм «Вокзал для двоих» и термосы официанток, наполненные «уловом» от банкета.
А в гостинице часто была нехватка мест, и чтобы все же как-то заселиться, приходилось заплатить сверху положенного в «лапу» администратора. Конечно, все это неофициально, но отсюда и неплохая прибавка к зарплате.

Телевизионный мастер
Это сейчас многие владельцы телевизоров просто покупают новый, когда старый приходит в негодность. За ремонт зачастую выставляют такую цену, что проще взять новый и более современный, пусть и в рассрочку, чем латать старый.
В Союзе такой возможности не было, купить новый телевизор, даже имея деньги, тот еще квест. Потому, если ломался имеющийся, спасти ситуацию мог только телемастер. В ателье по ремонту (сервисный центр) всегда очереди, да и тащить такую громадину через весь город – так себе приключение. Но телемастера можно было вызвать домой. И этот редкий специалист высоко ценился. Как иметь знакомого стоматолога, так и знакомого телемастера – считалось большим везением.

Геологи
Эта профессия выбивается из списка выше, потому что она не про дефицит и возможность получить что-то «мимо кассы», она про невероятную романтику и возможности наслаждаться свободой.
Геологи казались людьми нового времени, первопроходцами, которым точно не до мещанских забот. На деле же многие разочаровывались в профессии – она оказывалась физически изматывающей, а открытия на полевых работах случились не так уж и часто.

Дипломаты
Для страны, жившей за железным занавесом, это была одна из немногочисленных возможностей как-то прорваться на «загнивающий» Запад. А там экономить суточные и покупать то, чего в Союзе, считай, не достать.
Но для этого нужно было сначала поступить в МГИМО (архисложно), ведь на заветные места претендовали дети номенклатурных работников. Словом, своих. Для дипломатов работала заветная «Березка», где можно было рассчитаться валютой и купить что-то очень редкое и качественное.

Получается, что в общественной повестке престижными считались ученые, учителя, врачи, артисты – и это как минимум. Но в народе престиж понимался, как возможность заработать сверху, иметь доступ к каким-то особым благам, и, что уж там, злоупотреблять служебным положением.
Конечно, так считали не все, и не все позволяли себе взять что-то поверх оклада. И были люди, искренне любившее свое не самое престижное дело, не делящие в принципе профессии на ранги.
Свежие комментарии