На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 556 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Богиня на помеле

Исследователи язычества склоняются к тому, что одним из древнейших воплощений Великой Богини в древней Руси была… Баба-яга.

Лесные девы-птицы

Грозные силы природы вызывали у язычников страх. Они обожествляли явления природы, поклонялись тотемным животным и птицам, считая их своими предками. Как и другие народы, славяне прошли долгий путь трансформации своих верований.

От гибридных божеств перешли к полностью человекообразным, приписав им сверхъестественные способности и черты характера людей. Древнейшие сказания не записывались, но, сохраняясь в фольклоре, передавались из поколения в поколение. К ним относятся и легенды о богине-птице.

Её самый архаичный образ был обнаружен на стоянке времен палеолита в Восточной Сибири: археологи нашли древнейшую каменную статуэтку, изображавшу зооморфное существо с телом женщины и птичьей головой, возрастом в 34 тысячи лет.

При раскопках же городищ обнаружено много статуэток времён неолита (8–3 тыс. лет до н. э.) – вероятно, в то время женское божество было главным. В древних текстах его именуют Великой Богиней – бессмертной и всемогущей. Священный очаг, за которым она следила в пещере или хижине, можно считать самым древним социальным центром, а поклонение ей было самым долговечным. Шаг за шагом исследуя корни язычества в матриархате, учёные полагают, что Баба-яга и есть один из старейших, первозданных образов Великой Богини.

Само словосочетание относительно позднего происхождения. Ведь изначальный вариант звучит как Ягая баба, или Баба гая, то есть баба леса, или шумящая, кричащая баба. Слово «гай» в славянских языках означает «роща», «лес» с их шумом и гамом (в сказках дом Бабы-яги на курьих ножках всегда стоит на границе леса или на опушке).

Справедливости ради отметим, что в глубокой древности его хозяйка была гораздо привлекательнее, не столь дряхла и немощна. И ей поклонялись как птице-деве Гамаюн: собственно, их имена суть одно и то же. Гамаюн – слово двусоставное: «гам» – это всё тот же шумящий лес, а «юн» означало «юная».

То есть получается, что Гамаюн – это шумная лесная дева. Мы знаем её по преданиям как вещую птицу с красивым женским лицом. Она хранительница тайн мироздания, вестница древних языческих богов, поющая людям неземные гимны.

С изменением условий жизни – переходом от охоты к земледелию – все лесные боги матриархата превратились в нечисть, а после крещения Руси Бабу гая и вовсе превратили в злую ведьму. При этом, сохранив птичьи атрибуты, она могла летать, имела костяную ногу и длинный (птичий) нос, а её избушка по-прежнему стояла на курьих ножках. Однако изображений, вырезанных, скажем, из дерева, не сохранилось. Остался только несомненно дописанный временем яркий, запоминающийся образ из сказочных преданий, иногда страшноватых, иногда удалых.

Сварливая, но добрая

Ведь Баба-яга естественным образом предрасположена и к злу, и к добру. И неотделима от своего жилища: печка у неё всегда натоплена, но гостей своих она непременно обещает изжарить! Правда, герой всегда счастливо избегает гибели.

Ей приписывали похищение детей, а её мифический двор огородили забором из человеческих костей или тыном с насаженными на пики черепами. Это говорит о существовании в древности кровавого культа с человеческими жертвоприношениями.

У Бабы-яги есть огнедышащие кони, сапоги-скороходы, гусли-самогуды и меч-самосек. В былые времена она, вероятно, олицетворяла могущество и необузданность природных стихий. В некоторых сказках Баба-яга изображена богатыршей с солидным бюстом, воительницей с мечом-кладенцом, а на лубках даже сражалась с… крокодилом!

Утверждая новую веру, церковь боролась не только с языческими верованиями, ещё долго жившими в народе, но и с языческими жрецами, могущественным сословием, владевшим сакральными тайнами. Жрецов почитали за хранителей мудрости поколений, истории народа. Это потом священники стали сознательно придавать им негативное значение.

Вот и Великая Богиня в большинстве сказок предстаёт исключительно в обличье Бабы-яги – ведьмы, сподручницы сатаны, потому что с течением времени её начали связывать с нечистой силой и выдумывать про неё страшные небылицы.

И всё же иногда в дошедших до нас источниках за её сварливостью всё-таки проступают добрые черты. Она помогает мудрым советом, даёт клубок, указывающий дорогу в неведомое тридевятое царство, богатырского коня, ковёр-самолет и другие диковинки, помогающие преодолеть время и пространство.

Баба-яга лихо летает по поднебесью в огненной ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. И воют ветры, и стонет земля, и гнутся, треща, вековые деревья. Это загадочное существо, знахарка и могущественная колдунья, повелительница птиц и зверей – проводник в страну мёртвых. Её избушка всегда стояла на стыке реальностей, а она была словно сторож у входа в потусторонний мир.

 

Валерий Пак

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх