На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Ушкуйники. Месть - дело благородное

После крестовых походов Запада на Дунайскую и Варяжскую Русь, многие выжившие и не согласные сгибаться под новый порядок славяне уходили в последнее пристанище исконной традиции - Восточную Русь. Здесь оформилось новое воинское сословие - новгородская вольница, позже названная ушкуйниками.

Это вольное братство жило предоставлением силовой поддержки купцам и охраной речных (морских) торговых маршрутов. Однако часто эти вольные стражи Русского Севера вступались за мирные русские поселения, подвергавшиеся нападениям извне и совершали ответные походы. Так было в Скандинавии и в Золотой Орде, города которых порой не успевали оправиться от нападений ватажников.

Такое народное сопротивление поддерживал простой люд и настоящая, истинная русская христианская церковь, но оно сильно мешало и путало карты самовластию князей, боярства и духовенства византийской епархии. По мере усиления централизации власти концентрировавшейся вокруг Москвы, конфликт усиливался. Вольному воинству надо было либо меняться, либо подчиняться государству.

Месть - дело благородное

В предыдущей статье я кратко рассказал о предательстве Суздальского, Нижегородского и Ростовского князей, которые с помощью боярства Костромы обманом смогли поймать и выдать на расправу татарскому хану старшИну ушкуйников, вернувшихся из похода и отдыхавших в городе. Не в обычаях вольного братства было забывать предательство, минуло 10 лет.

В 1370 году значительные силы ушкуйников напали на предавший их город и разграбили его, при этом внятно объяснив причины атаки. В 1375 году поход мести был повторен, причем делалось все напоказ, открыто - костромичи знали о нападении и готовились его отразить.

Была собрана рать из 5000 воинов, им противостояли примерно 2000 ушкуйников, которые сошли с судов и разделившись, напали на костромичей с двух сторон одновременно. Первым сбежал храбрый костромской воевода, за ним потянулись и все остальные, сражение было проиграно, а Кострома вновь разграблена.

А в 1380 году (чрез 20 лет после выдачи ушкуйников) был разграблен и сожжен уже Нижний Новгород. Подобные примеры наказания за предательство интересов русского народа, нашли свое отражение в оставшихся после подчистки летописях.

Вся идеология вольного воинского братства ушкуйников строилась на товариществе, поддержке и взаимовыручке. Когда же их предавали за то, что они мстили татарам за набеги на мирные селения, ватажники ожидаемо реагировали, иначе бы они не были силой с которой считались не только вороги, но и князья, боярство княжеское. А подтверждением тому - образование Вятской вечевой республики.

Вятская земля - справа вверху

Оплот народоправства

Считается, что активное заселение тех земель стало происходить начиная с 12-го века, когда некоторые новгородцы, разочаровавшись в способе управления городом и республикой, отправились строить свою версию народной демократии. В 14-ом веке новое образование попадает в сферу интересов ушкуйников и начинает бурно развиваться.

Приток денег от походов и беженцев из приграничных областей других княжеств, дают возможность расширения, строительства новых городов, заявления о себе как о самостоятельной силе. Центром республики стал город Хлынов (позже Вятка, а сегодня город Киров), куда со временем переместилось из Новгорода все ушкуйное братство.

В отличии от единовластного правления князей и трехсот "золотых поясов" (богатейших людей) контролировавших вече Новгорода, здесь власть была у двух выборных воевод, которым подчинялись ватаманы и подвойские (исполнители решений воевод). На этом все. Налоги платили один раз в год. Республика имела союзные отношения то с одним, то с другим княжеством, при этом сохраняя свою независимость.

Несмотря на наличие множества церквей, поповства не было совершенно. Ориентация на народ и веротерпимость - важные отличия старой христианской веры славян, последний ее крупный оплот. Учитывая общую тенденцию на централизацию власти и усиление роли патриархата, так долго продолжаться не могло. У Москвы оказались очень длинные руки...

бой

Подчинение или перемещение?

Московские князья делали несколько попыток подчинить Вятскую республику, но до середины 15-го века все они были неудачными. В конце концов Василию I удалось добиться признания своего влияния, но опять-таки только номинально, по сути вятичи оставались самостоятельными. Военные походы на Вятку перемежались с внутренними заговорами и попытками внутреннего переворота сторонниками подчинения Москве.

От ратей 1457, 1459 и 1464 года вятичам удалось банально откупиться. По настоящему серьезно за них взялись уже после полного подчинения Новгорода. Иван III в 1471 году своим военным походом, присоединил Новгородские земли к Московскому княжеству, а в 1478 году и вовсе получил прямое управление в них. Настала очередь Вятской республики ждать гостей.

В этот раз подготовка была основательной. Князь Щеня и боярин Морозов привели в вятские земли примерно 70 000 воинов и татарский отряд в придачу, сняв тем самым вопрос о исходе противостояния. После осады и зажжения городских стен, Вятка сдалась.

Всю вятскую знать ее переселили в подмосковные земли, а трех наиболее знатных земских воевод казнили на Красной площади. Кроме того, видимо чтобы исключить вопросы по наследникам, втихую удавили и их семьи (согласно данным летописцев).

Однако было бы ошибочно предполагать, что на этом традиции народной вольницы и воинского братства пресеклись. Как уже случалось в начале 12-го века, самые яркие представители ушкуйников снова переместились подальше от княжеской власти - в донские степи.

казачьи струги в походе

Новая история ушкуйников - казачество

На берегах Дона, между крымскими татарами и ногайцами, осели остатки вольных ушкуйников. Вполне вероятно, что выбор места определялся уже налаженными связями с бродниками - исконными обитателями тех мест. Так что ватажники пришли не на пустое место и значительно усилили прихожан Крутицкой (Сарайской) христианской епархии. Да, да, те места были населены в том числе христианами.

Первое официальное упоминание о донских казаках относится к 1550 году в жалобе ногайского князя Юсуфа - все как и было у ушкуйников. А уже в 1570 году, самый прогрессивный русский царь Иоанн Грозный сообразил дать казакам официальный статус своей пожалованной грамотой, считающейся теперь точкой основания Войска Донского. И тем самым, признать наконец их заслуги в охране людей русских.

Обычаи ушкуйников - вольница, народоправство, походы по рекам и морям, защита народа от набегов, веротерпимость и привечание всех вольных людей прибывающим к ним - все это мы наблюдаем и у донских казаков. Типичные представители: Ермак, Разин и Афанасий Никитин - полностью укладываются в продолжение традиций ушкуйников.

надпись на этой гравюре - Степан Разин, хан Астраханский

А что до веры казачьей, то вот как говаривал атаман Степан Разин: "В церковь не ходите, а свадьбы в кругу берез водите, как велят старинные обычаи..." - совсем не то, что нам пытаются втиснуть в голову попы и официальные историки, правда? Но история казачества, это тема отдельных статей, к которой возможно, мы вернемся позже.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх