Как едко и весьма фривольно заметил один неглупый человек, у дочки-победы великое множество отцов, а вот поражение завсегда сирота. Ошибки никто не любит признавать, а заметенный под коврик провал – это благодатная почва для следующего. Особенно опасно, когда военная неудача рассматривается «упрощенно», публицистически, не вдаваясь в детали. Такой ошибкой стал миф «о предательстве славного гарнизона Порт-Артура, совершенного Стесселем и Фоком ради спасения своей шкуры».

Взгляд плюшевого мишки
Жак Пиаже(1896-1980)- ученый, который больше делал, чем пиарился. Поэтому он малоизвестен за пределом узкого круга психологов и философов. Чтобы не загружать почтенного читателя основами генетической эпистемологии и нюансами Женевской школы генетической психологии, попробуем рассказать предельно просто об очень сложном, на примере.
Пиаже интересовал ход мыслей людей, которых он изучал в детском возрасте. Он выдавал им карандаш, лист бумаги и просил нарисовать все вокруг. Ребенок в меру своих способностей воспроизводил то, что видит: комнату, стол с педагогом и игрушку – плюшевого мишку, сидящего на стуле.
Потом ученый просил нарисовать комнату так, как ее видит мишутка – «его глазами». Что вы думаете? Ребенок в точности воспроизводил предыдущий набросок. Для взрослого очевидно: мишка не может видеть сам себя, педагог и мебель будут находиться под другим углом. Наконец, медведь должен видеть ребенка.
Очевидно? Нет. Это называется «эгоцентризмом»: весь мир воспринимается с позиции «я вижу», все объекты и явления вокруг подгоняются под эту концепцию.

Каждый мнит себя стратегом, видя бой издалека
События в истории – это не часть какого-то загадочного процесса, а последствия лоббирования своих интересов группами людей. В нашем случае участников трое. Николай 2 вкупе со своими дядями – Алексеем и Евгением – пытались спасти если не репутацию, то лицо. Советское руководство во главе со Сталиным было заинтересованно в создании красочной «литературы для народа», идеологически верной.
Писатель товарищ Степанов желал выжить и жить хорошо в новых реалиях, поэтому и врал как сивый мерин, выдавая себя за очевидца событий, которых не видел вовсе. Душевно врал зато, художественно очень, можно зачесть за добротную фантастику.

Как и любой публицистический роман, его книга строилась на красочности, живости образов и противопоставлении. Макаров, Белый (его в список за дочку внесли, любовь главного героя) и Кондратенко были «богатырями», любившими солдат беззаветно, до обморока, плюс выходцы из относительных «низов». «Аристократичным» Фоку, Стесселю и Смирнову досталась роль коллективного Кощея. Вор-немчура, подкаблучник-трус и идиот-ботан соответственно.
В реальности Порт-Артур был обречен, как и эскадра, в силу своего местоположения. Если интересны подробности, рекомендую доклад адмирала Дубасова на эту тему. Как и сводный доклад Морского штаба, представленный Николаю 2 за полгода до «внезапного» нападения.
По замыслу Порт-Артур должен был быть деблокирован двойным ударом – с суши и моря. После чего японская группировка на полуострове должна была быть отрезана от снабжения и уничтожена.
На суше русская Маньчжурская армия терпит ряд поражений и откатывается все дальше, постепенно наращивая мощь с помощью резервов, которые прибывают медленно – пропускная способность Транссиба ограничена. На помощь крепости они не успеют, даже если решение об общем наступлении будет принято, что, зная позицию Куропаткина, маловероятно. Здесь явный минус – помощи не будет.
Пью за гения – Алексеева Евгения
Что у нас с флотом? Благодаря кипучей деятельности Наместника «а-ля кабы чего не вышло», внешний рейд не был закрыт минами. Эскадра была «внезапно» атакована и загнана в порт, основные корабли встали на ремонт. Часть эскадры во главе с «Варягом» уничтожена в нейтральном порту. Прибытие Макарова «подняло дух», чем дело и закончилось. С его гибелью и потерей «Петропавловска» что поднялось, то и упало, за ненадобностью.
Приказ Николая 2 адмиралу Витгефту прорваться во Владивосток, как и любой «геройско-бессмысленный», закончился большой кровью. Так как командующего Владивостокским отрядом крейсеров– Иссена – о гибели Витгефта и возвращении эскадры Алексеев известить «забыл», он продолжил движение к точке рандеву.

Сводная эскадра Рожественского-Небогатова огибает Африку и находится, если память не изменяет, в районе острова Мадагаскар. Учитывая длительность перехода и то, что Небогатову впихнули всю тихоходную рухлядь, к штурму крепости эскадра не успеет. Она и не успела, бессмысленно погибнув у Цусимы.
Таким образом, деблокада Порт-Артура была невозможна при любом раскладе. Его падение было вопросом дней.
Глазами очевидца
Можно, конечно, сказать: Стессель дурак, а Кондратенко бы все сделал правильно. Только сперва прочтите, ЧТО писал сам Кондратенко касательно потери горы Высокая. Объяснять ничего не нужно – посмотрите карту и очертите радиус обстрела японских орудий, как с моря, так и с суши.
К слову «о птичках», все основные высоты были потеряны именно под руководством Романа Исидоровича, о чем он правдиво пишет. Также стоит взглянуть на два других источника – записки инженера Лилье и полковника Романовского. Они, в отличие от фантаста Степанова, наблюдали события воочию.
Свежие комментарии