На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 541 подписчик

Свежие комментарии

  • Александр Теплов
    У учёных есть логика, за исключением ошибки, что человек с другой планеты. Нет мы все созданы здесь. https://dzen.ru/...Эллис Сильвер: лю...
  • Алекс Маас
    Уважаемый автор, по весьма распространённой ошибке вы вставили фото другого человека — не писателя-антрополога Карлос...Карлос Кастанеда ...
  • Ирина Ирина
    Китайский и японский языки принадлежат к разным языковым группамОт кого произошли...

Откуда пришли русы, давшие имя Руси?

Продолжаем погружение к истокам российской истории при помощи книги историка Сергея Цветкова "Сотворение мифа. Кто и зачем писал русскую историю, и как всё было на самом деле". На сей раз тема заметки не менее животрепещущая: откуда же всё-таки пришёл народ русов, давший имя восточнославянской ветви ?

За ответом на этот вопрос автор работы решил зайти очень издалека...

"В начале IX века Хазарию озватывает смута. Второе лиц в каганате - бек Обадия - сило насаждает религиозную реформу, пытаясь сделать иудаизм государственной религией. Его противники во главе с каганом призывают на помозь одну из заволжских кочевых орд - мадьяр. Обадия протоивопоставил им печенежские сабли.

Ожесточ1нная борьба длится больше десятилетия, пока сторонники иудаизма не одерживают верх. Побеждённые бегут к мадьярам; все, кто не убежал, перебиты.

Мадьярская орда откочёвывает к низовьям Дона, а затем, под давлением печенегов, уходит ещё дальше на запад - в Днестро-Днепровское междуречье. Но печенеги и там не оставляют своих врагов в покое. В 894 году, в то время, когда мадьяры грабят моравских славян, их собственные кочевья подвергаются опустошительному набегу печенежской конницы. Следующей весной мадьярская орда снимается с насиженных мест и, пройдя по восточным склонам Карпат, оседает в Паннонии, в долине реки Тисы. На языке окрестных славянских племён пришельцы получают имя венгров (угров).

В Европе появление венгров вызывает панику. Одетые в звериные шкуры и словно сросшиеся со своими малорослыми, но выносливыми лошадьми, они наводят ужас одним уже своим видом.

Лучшие европейские армии не в силах им противостоять. Венгры осыпают неприятеля тучей стрел, а затем стремительным ужаром прорывают вражеский строй. При неудаче они обращаются в притворное бегство, и когда враг ломает свои боевые порядки, устремляясь в погоню, - разом оборачиваются и всей ордой обрушиваются на преследователей. Пощады к побеждённым они не знают.

Ближайшей жертвой венгерских набегов становится государство Моймировичей - Великая Моравия.

Её недолгая история вела отсчёт от падения Аварского каганата, когда многие слоавянские племена признали вассальную зависимость от Франкской империи. В их числе был и моравский князь Моймир I (умер около 846 года). Он исправно присылал ко двору франкских государей ежегодную дань - 120 быков и 500 марок, а когда пассаусский епископ Регинхар потребовал от него принять христианство, то покорно сменил веру отцов.

Его племянник Ростислав был совсем другим человеком. Он стремился к политической и церковной независимости. В 855 году Ростислав отбил вторжение Людовика II и с этого времени прекратил выплату дани. А в 862 году он пригласил в страну священников из Ромейской (то есть Византийской - прим. Н.И.) империи, чтобы вывести Моравию из церковного подчинения Пассаусской кафедре. Православными миссионерами были братья Константин (Кирилл) и Мефодий, создатели славянской азбуки и первые профессиональные переводчики на славянский язык богослужебных текстов.

В 971 году племянник князя Ростислава по имени Святополк обманом захватил дядю в плен и отправил в Регенсбург, к Людовику II. Там моравскому князю вынесли смертный приговор, но затем "из милости" ослепили и заточили в монастырскую темницу.

При Святополке Великая Моравия пережила кратковременный расцвет. Вассальное подчинение немцам было окончательно сброшено, славянская держава в центре Европы приросла новыми землями - в Словаки, Чехии, Малой Польше, Паннонии и Словении. Данниками Святополка сделались и ославляненные русины Подунавья, а также жители Карпат - карпатские русины. Об этом свидетельствует целый ряд средневековых текстов, в частности сообщение Энеа Сильвио Пикколомини (1405 - 1464). Некоторые варианты жития святого Кирилла даже называют моравских государей "русскими князьями", а Святополку присваивают титул "князя Моравского, Туровского и всей России".

Сыновья Святополка делят державу отца и немедленно затевают междоусобицу. Это облегчает венграм покорение страны. Битва при Прешпорке (ныне Братислава - прим. Н.И.) (907 г. н.э.) кладёт конец могуществу Великой Моравии. Венгры завладевают значительной частью подчинённых ей территорий, в том числе землями дунайских русинов. Впоследствии "русская" дружина телохранителей окружит венгерских владык. Один из наследников венгерской короны (Имре Святой - сын Иштвана I) будет носить титул "герцога руссов", то есть предводителя отборного войска, а сам термин "русский" получит в средневековой венгерской традиции значение королевской стражей.

Но не все дунайские русины подчиняются новым хозяевам Паннонии. Некоторые "русские" князья покидают свои бывшие владения и вместе со своими дружинами переселяются в соседние земли. Так поступает и князь Олег, владелец Новограда - исторической области на стыке современных Венгрии и Словакии, севернее Будапешта (нынешний Ноград). На рубеже IX - X веков ему удаётся закрепиться на землях карпатских русинов и объединить под своей властью ряд местных "светлых" князей и бояр.

Карпатская держава "светлых" князей получает короткое имя - Русь, которому вскоре суждено было попасть на страницы престижного международного договора.

Удача неизменно сопутствует военным предприятиям Олега. Один из первых походов он совершает в земли белых хорватов - славянского племени, осевшего на восточных склонах Карпат. Местная знать прячется в укреплённых "градах", которые, однако, один за другим переходят в руки Олегова войска. "Светлый князь" обходится с побеждёнными милостиво. Жителям сдавшихся крепостей позволено их покинуть вместе с имуществом, после чего грады предаются огню. Окрестные селища Олег приказывает не трогать. Такую картину рисуют археологические исследования в этом районе...

Торговые интересы державы "светлых князей" требуют выхода на константинопольский рынок. Но путь туда преграждают дружины таврических русов, которые после похода на Царьград 860 года монополизировали торговлю с империей ромеев в черноморском регионе.

В конце IX века звезда Таврической Руси уже ослепительно сияет в "скифской полунощи". По словам патриарха Фотия, со времени осады Константинополя русы словно вынырнули их исторического небытия - внезапно и в полной славе: "Народ неименитый, народ не считаемый ни за что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства..."

Прочно обосновавшись в устье Днепра, русы стремятся взять под контроль всё течение этой реки. Природным препятствием для свободного плавания по Днепру служат пороги, возле которых летом постоянно кочует печенежская орда. Преодолев их, русы поднимаются ещё выше по течению и натыкаются на городок, охраняющий речную переправу. В историю он войдёт как Киев, однако неизвестно, с какого времени он носил это название. На исходе IX века Киев всё ещё существует в виде трёх обособленных родовых городищ, расположившихся на Замковой, Старокиевской и Лысой горах. Одно из них даже в середине Х века сохранит особое название - Самватас, образованное от славянского личного имени. Отдельные дворы и усадьбы располагаются на холмах Детинка и Щекавица.

Среднее Поднепровье заселено немногочисленными выходцами с территории Польши, родственниками лехитских полян и куявов. Название Киева у Константина Багрянородного и арабских писателей в точности воспроизводит фонетическое звучание племенного самоназвания куявов.

Путь русов в Киев, обратный летописному, то есть с юга, а не с севера подтверждает анализ византийских источников. По заключению Д.Л. талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на неё было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII - IX веков, то есть росов. На то же обстоятельство указывает название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. "Одесной", то есть "правой" рекой она могла быть только для тех, кто впервые увидел её устье, плывя из Киева на север...

Образование на Днепре нового политического центра русов кладёт конец власти русского "кагана" в Северном Причерноморье. Первые киевские князья заявляют о себе как о независимых правителях. Это сразу аннулирует договор 860 года с ромеями, заключённый с "русской" стороны от имени кагана русов. Для того, чтобы "переписать" договор на себя, Аскольд и Дир в 904 году ведут на Константинополь дружины Таврической Руси.

 

Ссылка на первоисточник
наверх