У каждого правителя была свита, соратники. Если подобрал себе толковых, умных и верных, то и царствовать будет легче. Эту простую истину скажет любой школьник.
Однако имена ближайших сподвижников известных правителей не каждый назовет. А ведь они могли влиять на жизнь государства более, чем кто-либо другой. Подсказывали, советовали, подводили к нужным решениям. Петр Великий, возможно, не вошел бы в историю под таким прозвищем, если бы не его окружение.
Александр Меншиков
Данная фамилия много веков вызывала трепет – теперь это благородный род, аристократы, знать. Но в петровские времена Меншиков был безродным. Петр I указом сделал его сначала графом, а потом и князем. Все потому, что в государственных делах Меншиков оказался талантливым. Он был храбрым военным, имел большие способности к архитектурному делу.
Правда, достижения этого сподвижника омрачала тяга к казнокрадству, за что Меншиков не раз был бит царем. Но казнить друга юности Петр так и не решился, прощал ему прегрешения, потому что величина таланта Меншикова доминировала над грехами.
Франц Лефорт
Главным советником молодого российского правителя стал швейцарец Лефорт. Еще в детстве любимые Петром потешные полки и потешный флот созданы под влиянием Лефорта. Тягу к иностранному, европейскому Петр перенял от своего главного советника. Когда тот умер, Петр печалился, говоря, что рука у него осталась только одна, «да и та вороватая». Слова были обращены к упомянутому выше Меншикову.
Борис Шереметев
Этот сподвижник достался Петру «по наследству». Он служил еще его отцу, Алексею Михайловичу. При Петре I Шереметев занимал высшие командные должности. Царь очень ценил Бориса, хотел держать при себе всегда. Когда Шереметеву стукнуло 60, он решил податься в монахи. Но царь соратника не отпустил, а женил его на юной Анне Салтыковой.
Петр Шафиров
Возможно, самый крупный дипломат петровской эпохи. Благодаря ему царь спасся из турецкого плена в Прутском походе 1711 года. Петр Романов оказался в заложниках у турков, те требовали контрибуции. Шафиров занял сумму у константинопольских евреев, сам тоже будучи в плену.
Но по навету Меншикова, который завидовал возвышению соперника, Шафирова в 1723 году осудили на смертную казнь. Правда, когда Шафиров оказался уже на плахе, государь передумал и заменил смерть ссылкой.
Гаврила Головкин
Был на много лет старше Петра. В наше время должность, что занимал Головкин, соответствует министру иностранных дел. Первый канцлер Российской Империи тогда являлся высшим гражданским чином. Именно Головкин решил, что Петр должен стать не просто царем, а императором – и как мы знаем, этот титул правитель с удовольствием принял.
Федор Головин
Этот человек был также из группы старых дипломатов, которые еще при царствовании Софьи заключали Нерчинский договор с Китаем. Впервые российский орден Святого Андрея Первозванного Федор Головин получил в 1699 году.
Яков Долгорукий
Еще один старший товарищ Петра, годившийся ему в отцы. Считался одним из самых образованных людей в России, если не в Европе. Борьба за трон была выиграна Петром и его матерью во многом благодаря помощи Долгорукого.
Когда случилась битва под Нарвой, Яков оказался в шведском плену, но сумел оттуда бежать, прихватив товарищей. Был честен и неподкупен в отличие от Меншикова.
Федор Ромодановский
Он стал главой первой российской тайной полиции. Развернул шпионскую сеть, организовал пыточные, чем, по мнению многих исследователей, не раз спасал Петра от возможного покушения и попытки свержения. Император обращался к Ромодановскому всегда с большим почтением.
Петр Толстой
Единственный из всех соратников императора, начавший карьеру в качестве противника Петра, и закончивший ее верным слугой царя. Влился в царское окружение уже в зрелые годы, стремился постигать то новаторство, что отличало политику Петра Великого.
Толстой был русским послом в Стамбуле: благодаря своей гибкости, настойчивости и изворотливости предотвратил нападки Османской Империи на Россию в период Северной войны.
Алексей Макаров
Уравновешенный, спокойный, трудолюбивый, Макаров всюду следовал за царем, работал без устали, становился его тенью и информатором. Он вел переписку с русскими послами и агентами за границей, контактировал с Синодом и Сенатом. Руководил строительством царских дворцов, обустраивал парки, принимал челобитные на имя Петра.
Фактически Алексей Макаров был кабинет-секретарем царя, но выполнял так много обязанностей, что современники и потомки удивлялись подобной производительности. Наверняка Макаров жил в жутком напряжении, но считал свою службу долгом, исправно его отдавал.
Приближенных Петр называл «друзьями». Он высказывал свои взгляды и идеи в доверительных беседах со сподвижниками. Неправильно говорить, что тот воз реформ и преобразований, которые принес России Петр, тянул он сам единолично. На административном, военном, дипломатическом и культурном поприще он собрал столько толковых соратников, что эта управленческая машина обязана была взять высокую скорость.
Свежие комментарии