Во многих странах мира люди верили в том, что человеку можно навредить при помощи колдовства. Местные культуры содержали поверья, которые были связаны с разного рода потусторонними методами воздействия на людей. В европейских судах дела о магическом воздействии в жизнь людей рассматривались до конца позапрошлого столетия.
Историк Томас Уотерс попытался предположить, по каким причинам зловещие легенды о колдовстве и ведьмах довольно благополучно пережили мрачный период Средневековья.На границе между графствами Уорвикшир и Оксфордшир расположена небольшая деревушка Лонг Комптон. Там произошел странный случай: работник Джеймс Хэйвуд совершил нападение на свою соседку, пожилую женщину Энн Теннант, которая умерла от полученных ран. Хэйвуд в свое оправдание сказал, что эта женщина призывала на него несчастья и наводила болезни, и по этой причине он не мог нормально работать. Как было установлено, в подобные способности этой престарелой женщины верили и другие жители деревушки.
Дело об убийстве Энн Теннант вызвало большой резонанс, о нем активно писали в газетах. А благодаря судебным репортажам специалисты сумели более подробно изучить местные поверья и изменили свои взгляды на отношение к колдовству в период викторианской Англии.
В этот период газеты двух графств нередко писали о происшествиях и судебных слушаниях, которые были связаны с колдовством. Большинство этих репортажей были посвящены тому, что происходило за рубежом и в других регионах страны, но иногда попадались и события местного значения.
Так, в частности, летом 1863 года в Уорвике суд рассматривал дело пожилого человека Томаса Дрэйпера, напавшего на женщину и ударившего ее по лбу с целью пустить ей кровь, надеясь на то, что таким образом он сможет снять с себя проклятие. Нечто подобное произошло и в деревушке Тайсо, где женщина по имени Сара Диксон, которая часто болела, была уверена в том, что ее соседка Агнесс Дарем навела на нее порчу. Диксон вместе со своей подругой ворвалась в дом к Агнесс и расцарапала ей руку, чтобы вызвать у той кровотечение и таким образом снять проклятие.
О происшествиях подобного рода рассказывалось немало историй. Многие люди в то время были убеждены в том, что для снятия порчи, которую наложила ведьма или колдун, необходимо пустить им кровь. Джеймс Хэйвуд стремился именно к этому, но не рассчитал силу, с которой вонзил вилы в Энн Теннант.
Согласно свидетельским показаниям по делу Хэйвуда, данным смотрителем местного сумасшедшего дома, подобные случаи не были единичными. Вера в колдовство была очень распространена в южном Уорвикшире. Фермер, у которого работал Хэйвуд, говорил о том, что примерно треть жителей деревушки верили в волшебников и ведьм и подозревали нескольких человек в колдовстве. Аналогичные показания дала и дочь батрака, которая заявила о том, что слышала довольно часто о том, что люди говорили о ведьмах. Кроме того, суд установил, что Хэйвуд часто ходил к специалисту по колдовству, якобы умевшему диагностировать и снимать такие чары.
Для суда, точно так же, как и для местной прессы, дело Хэйвууда являлось неординарным, поскольку речь шла об убийстве человека. Судья в процессе слушаний провел опрос девяти свидетелей, которые рассказали, во что верил Хэйвуд. Этим людям задали вопрос о том, верят ли они сами в ведьм и как они оценивают поведение батрака. И подобный интерес суда имел под собой веские основания, поскольку это помогало судье оценить поведение подсудимого, можно ли его судить по закону, или он невменяем.
Некоторые историки связывали тенденцию, которая сложилась в английских судах относительно признания веры в колдовство психическим расстройством с интеллектуальными особенностями того века, в частности, с развитием психиатрии. Вера в существование ведьм уже в XVIII могла послужить причиной того, чтобы признать подсудимого невменяемым.
После того, как смотритель сумасшедшего дома дал показания, Хэйвуда оправдали как невменяемого. Окончательно суд убедился в невменяемости батрака после показаний мужа Энн Теннант, который рассказал о том, что у подсудимого не было никаких странностей, кроме того, что он постоянно говорил о ведьмах. В то же время, еще один свидетель, Джеймс Тейлор (фермер) в своих показаниях говорил о том, что подобные верования в деревне достаточно распространены и указывал на то, что местное население не считало Хейвуда странным.
Историки викторианской эпохи и журналисты были уверены в том, что вера в колдовство имеет языческие корни. Ее еще называли альтернативной, то есть, такой, которая противоречит с протестантизмом. Свои знания о сверхъестественном люди черпали из Библии короля Якова. Это был перевод Священного Писания, выполненный под патронажем монарха.
Несколько свидетелей по делу батрака говорили о том, что Хэйвуд был впечатлен описанием колдовства в тексте Библии. В частности, речь идет о Левите, порицание в Книге пророка Михея колдовства и описание в Деяниях апостолов Симона Волхва. Хэйвуд действительно взял с собой в тюремную камеру Библию короля Якова, в ожидании суда.
Фольклорные и автобиографические источники данного региона указывают на то, что местное население все свои сведения о колдовстве черпали прежде всего из Библии. Даже люди, не знающие грамоты, заучивали наизусть тематические отрывки из Священного Писания. В описаниях повседневной жизни графства есть фразы, которые свидетельствуют об этом. Люди говорили о том, что ведьмы существуют, поскольку об этом сказано в Библии. Иными словами, люди не считали свои взгляды языческими или альтернативными, поскольку религия указывала им, что ведьмы являются реальностью, и что они действительно занимаются тем, в чем их обвиняют.
С другой стороны, знания о том, кто является ведьмой, а кто – нет, люди получали не из Священного Писания, а благодаря сплетням и слухам. Источниками их были, как правило, «знающие люди», которые досконально изучили Библию и, с общественной точки зрения, имели полное право выявлять колдунов. Именно от них исходила информация о том, каким образом бороться с последствиями магии.
Фактически, это были самые обычные шарлатаны. Они не только помогали снять чары, но и искали воров, а также занимались предсказанием будущего, астрологией и лечили травами. Рекламировали свои услуги эти люди в газетах и за них получали неплохие деньги. Кроме того, эти люди выезжали на вызовы к клиентам – их работа в основном заключалась в том, чтобы повесить соломенные крестики над дверью очередного «проклятого».
Хэйвуд ходил именно к одному из таких знающих людей, к мистеру Мэннингу. Это был так называемый водяной доктор, то есть, человек, который определял болезни по моче больного. Именно таким образом он и установил, что в страданиях батрака виноват сглаз, иными словами на него плохо посмотрела ведьма.
Люди верили в то, что ведьмы могли объединять свои силы. В частности, население Лонг Комптона было убеждено, что в их деревне жило шестнадцать колдуний, которые общались между собой. Молодым девушкам было запрещено приближаться к таким старухам, чтобы те не смогли заманить их в колдовские сети.
Мэннинг посоветовал Хэйвуду определенные практики, которые он должен был применить относительно Энн Теннант, по большому счету, они были направлены на всех ведьм поселения. Батрак говорил ее мужу о том, что все ведьмы у него в бутылке, имея в виду бутылку, в которой были собраны волосы, ногти и моча проклятого, которые затем сжигались на огне. По идее, это должно было причинить нестерпимую боль всем ведьмам, которые его зачаровали.
Необходимо отметить, что вера в колдовство была присуща не только сельским жителям. В прессе двух графств можно найти немало упоминаний о том, что в крупных городах также происходило немало нападений на людей, подозреваемых в колдовстве. Складывается даже такое ощущение, что только в Лондоне местные жители не обвиняли злобных старух, владевших черной магией, в своих бедах.
Жители деревушки Лонг Комптон продолжали верить в колдовство даже в прошлом столетии, о чем может свидетельствовать множество автобиографических материалов времен Первой мировой войны. Так, один из селян говорил о том, что люди очень верили в колдовство. И если кто-то начинал болеть, либо у кого-то что-то ломалось, либо случались какие-то неприятности, вину за все возлагали на колдуний.
Свежие комментарии