На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 548 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    дэбил, твои черчел и рузвел таким же выдаюшшимся признавали и гитлера.Цитаты Сталина о...
  • Виктория Меркулова
    В августе 1991-го года на Тянь-Шане был сбит туристический сигарообразный корабль с планеты Футисса из созвездии Плея...В Киргизии 22 год...
  • Владимир Алтайцев
    Никакая  гадюка  в  Руси  не могла  прокусить  сапог. А  князья  на  Руси  ходили  только  в сапогах.Как погиб Вещий О...

В чём смысл картины «Апофеоз войны»?

Василий Верещагин: «Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».

Сюжет

На выженной земле стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.

В.Верещагин «Апофеоз войны». Источник: ru. wikipedia.org
В.Верещагин «Апофеоз войны». Источник: ru. wikipedia.org

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Текст на этой раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

В. Верещагин «Двери хана Тамерлана», 1875. Источник: wikipedia.org
В. Верещагин «Двери хана Тамерлана», 1875. Источник: wikipedia.org

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия 4-й степени.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

В. Верещагин «Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир», 1890. Источник: Pinterest
В. Верещагин «Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир», 1890. Источник: Pinterest

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт.

Судьба художника

Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.

После Балканских войн Верещагин решил оставить баталистику. Несколько лет он посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх