На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Потомки воинственных скифов

Есть на северо-востоке Азербайджана и на юге Дагестана историческая область, называемая Маскут (в арабских источниках - Маскат, в позднесредневековых - Мюшкюр, или Мушкур). Она протянулась вдоль западного берега Каспийского моря от Дербента до Сумгаита. Историки утверждают, что свое название она получила по имени населявших ее неукротимых племен массагетов (скифов), именовавшихся на местном наречии маскутами.

Армянский географ VII века Анания Шираками в числе народов Сарматии перечисляет некий народ маскутов. По его словам, они живут «у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербентская стена - громадная твердыня в море». Центром этой области был город Чола (в переводе с тюркского означает «дорога», ныне - Дербент). В старинных преданиях и исторической литературе она нередко именуется Страной маскутов, или Маскутским царством.

Первые свидетельства

Герб Аршакидов

В сведениях армянских авторов V века Фавстоса Бузанда, Моисея Хоренского и Агатенгехоса тоже упоминается народ маскутов, который они отождествляют с массагетами. Существует даже гипотеза, что этноним «массагеты» связан с народом «маскуты» и означает «большие (великие) лучники». Maz по-ирански - «большой», skudata - «лучники».

В языковом и культурном плане массагеты были родственны скифам. В частности, отец истории Геродот часто сравнивает массагетов со скифами. Говорит, что они носят похожую одежду и ведут почти такой же образ жизни. Он описывает их как многочисленное племя храбрых воинов, которые сражаются на конях и в пешем строю, вооружены луками, копьями и секирами. Массагеты изготавливали вещи из меди и золота, занимались в основном скотоводством и рыбной ловлей. Из античных источников известно также о воинственности и свободолюбии этих кочевников: на их земле погиб основатель царства Ахеменидов Кир II. Они успешно защищали свою независимость, сражаясь с войсками персидского царя Дария I, а позже - с воинами Александра Македонского.

Массагеты поселились на Каспийском побережье во времена существования здесь скифского государства, то есть где-то в середине I тысячелетия до н. э. После падения их царства часть скифов вернулись обратно в Северное Причерноморье, а другие (в том числе и массагеты) остались кочевать на окраинах бывшей державы. Ряд ученых, опираясь на свидетельства римских историков, считают прикаспийских массагетов частью аланского племенного союза. Действительно, древнеримский историк Аммиан Марцелин писал, что аланы прежде назывались масгутами (по Геродоту - массагетами), а автор «Римской истории» Дион Кассий даже открыто утверждал, что «они (аланы) - массагеты». Армянские источники также подтверждают генетическую связь аланов с маскутами-массагетами. В археологической науке даже принято объединять этих кочевников под общим названием «культура сако-массагетского круга».

Маскуты, судя по всему, участвовали в создании Парфянского царства. Не исключена даже связь с ними царской династии. Ведь вожди маскутов возводили себя к Аршакидам (Аршакуни), некогда царствовавшим в Парфии и Армении. Однако все же массагеты были известны истории значительно раньше, чем Аршакиды.

Роковая миссия

Древние историки Агафангел и Мовсес Хоренаци писали, что армянский царь Хосров Великий, правивший в III веке, был убит неким Анаком родом из парфянской династии Аршакидов, свергнутой в Иране. В отместку за это армяне убили Анака и всех его родных. Удалось спастись лишь его сыну Григорию (Григорису), который был тайно увезен к римлянам. На чужбине он принял христианство. А потом, вернувшись на Кавказ, стал просветителем армян и святым Армянской апостольской церкви.

Источники сообщают, что Григорий взял с собой в Албанию частичку с кровью праведного Захарии и отца Иоанна Крестителя, а также частицу мощей великомученика Пантелеймона. Святые мощи мучеников были помещены в церкви, построенной в городе Цри. Оставив там иерея для служения, епископ отправился в страну маскутов.

Представ перед Санесаном (Санатруком), царем маскутов из местной династии Аршакуни, епископ (которому, кстати, на тот момент было всего 15 лет!) начал успешно проповедовать учение Христа. По свидетельству современников, все внимавшие Григорию с радостью уверовали в евангельское слово. Он убеждал не разорять дома, не грабить и не красть, а упорно трудиться и верить в спасение на небесах. Кроме этого, успеху миссии юного Григория способствовало, вероятно, и его родство с маскутскими царями. Согласно легенде он приходился Санесану то ли троюродным братом, то ли двоюродным племянником.

Однако блестящие проповеди убедили далеко не всех. Многие маскуты решили, что «это лукавство армянского царя, чтобы препятствовать опустошать Армению». «Чем же жить нам, если мы не станем грабить?!» - восклицали они. Свою роль сыграли и интриги персидского царя Шапура II, преследовавшего христиан. Вскоре после смерти армянского царя Трдата, который был покровителем Григория, наступила трагическая развязка. Несмотря на родство, Санесан казнил юного епископа. Григория привязали к лошади и пустили по полю. Это произошло около 338 года.

После его казни были убиты и все крещенные им маскуты (в том числе и трое сыновей самого Санесана, не пожелавшие отречься от христианства). Тело Григориса ученики перевезли в город Амарас, где похоронили в церкви близ престола с северной стороны. Место захоронения не было отмечено из-за опасения надругательства со стороны язычников и со временем забылось. Однако о его деятельности до сих пор помнят в Армении.

Утраченная память

Первое появление маскутов на исторической арене относится к началу новой эры. Однако армянские источники противоречивы. В одном случае они говорят о Санесане, царе маскутов, живших за Курой. В другом - о Санатруке, родственнике армянского царя Трдата III, правителе армянской провинции к югу от Куры. Получается, что Санесан и Санатрук - один и тот же человек, который признается царем массагетов.

Аршакидское государство на Восточном Кавказе было основано в стране маскутов, а единственным известным представителем этой ветви династии Аршакидов до сих пор считался царь Санесан (Санатрук). Однако на основе критического анализа источников выяснилось, что основателем царского рода Аршакидов в Албании, скорее всего, был Вачаган I Храбрый.

После гуннского вторжения в Предкавказье обитавшие здесь ираноязычные племена были частично покорены, частично вытеснены на запад, и лишь небольшая их группа сосредоточилась на узкой полосе прикаспийской низменности по реке Самур. Это и были маскуты, численность которых составляла около 200 тысяч человек, а войско было представлено тяжелой и легкой кавалериеи. Один из иранских языков, на котором они говорили, постепенно уступил место тюркскому. Складывался союз маскутов с дагестанскими гуннами. Поэтому не удивительно, что со временем историки стали путать их друг с другом и писать о «масаха-гуннах» или про «гуннов, прежде называвшихся массагетами».

Первоначально в союзе двух народов политическое преобладание принадлежало маскутам, но после поражения и гибели царя Санесана влияние маскутов как наиболее монолитной и боеспособной силы на Восточном Кавказе начало падать. Лидерство перешло к гуннам, которые укрепились в предгорных долинах Дагестана и подчинили себе местное население. Наследники же убитого Санесана покинули район города Чола.

Кроме собственно маскутов, в области начали селиться ираноязычные переселенцы из южных областей Ирана. В 628-630 годах Маскут пережил нашествие хазар, а затем вошел в государство албанского правителя Враз-Трдата и его сына. В 692 году область впервые подверглась нашествию арабов, которые окончательно завоевали и исламизировали ее в 730-е годы.

Последние упоминания о родственниках массагетов относятся к XI-XIII векам.

Ныне же о названии Маскут напоминает лишь современный топоним Мушкур в Азербайджане. А потомками маскутов, некогда населявших эту область, считаются жители пригорода Баку - поселка Маштаги. Название поселка является искаженным вариантом этнонима массагет. Кто знает, возможно, в жилах его жителей действительно до сих пор течет частичка крови неукротимых скифов?

Евгений ЯРОВОЙ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх