На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

«Норманнская теория». Разбираем главную страшилку российской истории

"Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля" («Повесть временных лет»‎ по Лаврентьевской летописи, перевод О. В. Творогова).

Этот хорошо знакомый всем со школьных лет текст (правда, для школьных учебников обычно берут перевод Лихачёва) за последние три века не раз становился причиной политических разборок в Академии наук и в университетах, из-за его «неправильной» интерпретации можно было лишиться должности, а то и свободы. К какому народу принадлежали варяги? Как именно они пришли «княжить»? В каких отношениях они были со славянами?

Ответы на эти вопросы долго считались (кое-кем считаются и до сих пор) не только научными высказываниями, но и политическими.

Призвание варягов. Миниатюра Радзивилловской летописи (XV век)
Призвание варягов. Миниатюра Радзивилловской летописи (XV век)

Летописец довольно ясно даёт понять, что "русь" это варяги, родственные "англам", "норманнам" и "шведам". "Русь" в летописных рассказах носит характерные скандинавские имена. Вот, например, имена из мирного договора между Русью и Византией, заключенного в 911 году: "Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид".

Как же появилась идея о том, что "русь", которую позвали к себе славяне, была тоже славянского происхождения? Пока не существовало печатных изданий по русской истории, этот вопрос никого особенно не волновал. Более того, происхождение правителей от высокого заморского рода считалось почётным. При Василии III, отце Ивана Грозного, было написано специальное произведение, в котором излагалось происхождение московских великих князей через Рюрика из рода римского императора Октавиана Августа, "Сказание о великих князьях Владимирских".

Ивану Грозному эта идея тоже нравилась, он охотно ссылался на нее в своих посланиях. "Мы ведем род от Августа-кесаря", - писал Иван Грозный в 1573 году шведскому королю Юхану III. Все эти рассуждения касались тогда только монархов, дипломатов и немногочисленных книжников. Всё изменилось с распространением книгопечатания.

В России технология книгопечатания довольно долго использовалась только для распространения церковных книг, нужных для богослужения. С 1564 по 1649 год в Москве печатали почти исключительно богослужебную литературу. Исключения можно пересчитать по пальцам: два учебника по словесности, одно наставление по воинскому делу и один сборник государственных законов. Все остальное - это многочисленные триоди, псалтыри, октоихи...

Зато труды по истории (в том числе на славянских языках) охотно печатали за границей, и в России русскую историю узнавали главным образом из этих заграничных трудов (собственные летописи хранились в монастырях или государственных архивах в небольшом количестве копий и сколько-нибудь широкой публике, в отличие от печатных книг, были недоступны).

Еще в 1582 году в Кёнигсберге на польском языке вышла "Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси", написанная католическим священником Матеем Стрыйковским. В частности, благодаря этому труду широкая публика узнала о призвании варягов.

Титульный лист "Хроники" Матея Стрыйковского
Титульный лист "Хроники" Матея Стрыйковского

Стрыйковский проявил похвальную осмотрительность, когда пересказывал историю призвания варягов к восточным славянам: "Варяги (Waregowie albo Waragi) правили ими немалое время, а кто были эти Варяги, есть различные мнения, ибо и русские хроники, кроме самого имени, их происхождение далее не рассматривают (nie czynia). И так как Москва, Велико-Новгородчане и Псковитяне Балтийское море, которое омывает Пруссию, Швецию, Данию, Лифляндию, Финляндию и часть Московских земель, называют Варяжское (Wareczkoje) море или Варяжским морем, то правдоподобно выглядит, что из-за соседства границ у них правили либо Датские, либо Шведские и Прусские князья.

Есть еще Вагрия (Wagria), город издавна весьма славный, построенный Вандалитами на Гользатских (Holsackich) границах недалеко от Любека, и от этого города, по мнению некоторых, Балтийское море и называлось Варяжским.

В те времена вандалиты, по известиям некоторых историков, говорили на славянском языке и в своих странах были очень сильны рыцарской отвагой. Так что похоже на правду, что Руссаки в то время выбрали себе князей из своего славянского народа — из тех же Вагров или Варягов и Вандалитов — и вручили им верховную власть над русскими панствами".

Как видим, Стрыйковский предложил два варианта происхождения варягов, сознательно предоставив выбор читателю. "Ибо история требует тщательного изучения (doswiadczenia), чтения и обсуждения различных книг и долгих размышлений, если кто-то хочет аргументированно и добросовестно что-то выяснить, как и мы в этом выводе русских и литовских народов", - пишет он дальше.

Матей Стрыйковский (иллюстрация в "Хронике" 1582 года)
Матей Стрыйковский (иллюстрация в "Хронике" 1582 года)

Книга Стрыйковского стала первой, и потому очень сильно повлияла на все исторические труды о восточных славянах, которые выходили в следующие сто лет. Преимущественно это были книги, написанные поляками для подданных Речи Посполитой или западноевропейскими авторами для читателей в Западной Европе.

Наконец, в 1674 году была издана первая книга, написанная для восточных славян об их собственной истории. Ее созданием занимался Иннокентий Гизель, влиятельный священнослужитель, настоятель Киево-Печерской лавры и ректор Киево-Могилянской академии. Архимандрит Иннокентий был весьма образованным человеком: он закончил Киево-Могилянскую академию (вернее, Киево-Братскую коллегию, как она тогда называлась), позже по благословению митрополита Киевского Петра Могилы учился во Львове в коллегии иезуитов (иезуитские школы в XVII веке давали, пожалуй, лучшее гуманитарное образование в Европе).

Архимандрит Иннокентий Гизель, портрет первой XVIII века, копия с оригинального портрета второй половины XVII века
Архимандрит Иннокентий Гизель, портрет первой XVIII века, копия с оригинального портрета второй половины XVII века

Под руководством Иннокентия Гизеля был создан "Киевский Синопсис" (часто его называют "Синопсис Гизеля" или просто "Синопсис") - первый учебник истории восточных славян. Точную роль Гизеля в работе над "Синопсисом" сейчас выяснить трудно - может быть, он работал как главный редактор, а может быть и сам написал большую часть текста. Во всяком случае, ясно, что его роль в работе была значительной.

Титульный лист "Синопсиса" (издание 1680 года)
Титульный лист "Синопсиса" (издание 1680 года)

"Синопсис" был компилятивной работой, в значительной степени составленной из предшествующих трудов. Рассказ о призвании варягов Гизель взял у Стрыйковского, но воспользовался только одной версией вместо двух, приведенных Стрыйковским: "Варяги, имевшие селения над Балтийским морем, которое многие называют Варяжским, были славянского языка, и очень мужественны и храбры" (страница 17).

У этого выбора были свои причины, политические. Иннокентий Гизель был сторонником единства всех восточных славян (он называл их "славеноросский христианский народ"), выступал за единство Киева с Москвой, одновременно выступая против польских претензий на украинские земли. "Синопсис" открывается рассуждением "О свободе или вольности славенской", в котором Гизель рассказывает, что "славяне в храбрости и мужестве своём крепко подвизались день ото дня, воевали еще и против греческих и римских царей, и всегда одерживали славные победы, живя во всяческой свободе". Никаких варягов-скандинавов в этом тексте быть не могло.

"Синопсис" стал бестселлером. Только при жизни автора его издавали трижды, а в последующее время он выдержал еще больше 20 изданий. На много десятилетий вперед "Синопсис" стал главной книгой, по которой в России изучали историю и в школах, и в домашнем обучении. Уже к началу правления Петра I историю о призвании варягов знали в основном только в изложении Гизеля.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх