На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Золотая баба – загадочное божество Арктики

Золотая баба (коми Зарни ань; хант. Сорни най; манс. Калтась-эква) – божество, которому поклонялись многие арктические народы. Она известна благодаря своей статуе, выполненной из драгоценного металла. Золотая баба неоднократно описывалась в письменных источниках, но так и не была найдена. В 1986 году на советские экраны вышел художественный фильм о поиске, обретении и утрате Золотой бабы.

Золотая баба. Кадр из одноименного фильма.
Золотая баба. Кадр из одноименного фильма.

Письменные источники

Первое упоминание о Золотой бабе, вернее о специфическом идоле, которому поклонялись жители Биармии (древнее наименование территории, располагавшейся примерно в районе Северной Двины), мы находим в «Саге об Олаве Святом». В ней описаны события XI века, когда викинги на реке Вине (вероятно, на Северной Двине) проникли в святилище местных жителей и увидели деревянную статую в золотой короне с серебряной чашей, наполненной монетами, на коленях. Да, это еще не Золотая баба, но уже статуя с драгоценными металлами.

Современная Золотая баба. Этнопарк «Легенда» в окрестностях горного курорта «Белокуриха-2». Источник: Олег Купчинский / facebook.com
Современная Золотая баба. Этнопарк «Легенда» в окрестностях горного курорта «Белокуриха-2». Источник: Олег Купчинский / facebook.com

В XIV веке о поклонении народа коми Золотой бабе упоминала Софийская первая летопись, сообщая о смерти Стефана Пермского. Позднее, уже в XV веке немец Ульрих фон Рихенталь сообщал в своей хронике о городе «за Русью», жители которого поклоняются Золотой старой бабе. В следующем веке о золотом идоле в образе старухи упоминали поляк Матвей Меховский, немец Сигизмунд Гербенштейн и многие другие. Причем Золотая баба в их произведениях оказывалась вблизи реки Оби. Возможно, речь идет о разных статуях или по мере продвижения православных миссионеров, язычники-финно-угры уходили вместе со своими божествами все дальше на восток.

Иностранцы описывают Золотую бабу как статую старухи с ребенком на руках и еще одним ребенком рядом, причем они считались ее сыном и внуком. Возможно, это была европейская попытка приписать северным народам «стихийное христианство» и связать Золотую бабу с Богородицей.

Золотая баба с ребенком. Источник: history.eco
Золотая баба с ребенком. Источник: history.eco

В 1675 году русский дипломат Николай Спафарий сообщил важные сведения о том, что около пермского города Березов есть остяцкие капища, на которых и находятся Золотые бабы, правда представляют собой они деревянных идолов с серебряными и медными украшениями.

Если исключить сведения иностранных христианских авторов, то получается, что Золотая баба вовсе не золотая, а деревянная, но украшенная с помощью изделий из драгоценных металлов, да и ребенка у нее нет.

Многие ученые пытались отождествить Золотую бабу с какой-нибудь известной богиней. Некоторые предполагали, что она олицетворяла римскую Юнону или китайскую Гуаньинь, но русский исследователь Н.С. Трубецкой убедительно отождествил ее с верховной богиней-матерью мансийской мифологии Калтащ (Калтась), которую также называли «сорни-эква» (в переводе: «золотая старуха»). Причем слово «сорни» означает как золото, так и солнечный блеск, что объясняет наличие серебряных и медных украшений на деревянной статуе, ведь, при попадании лучей солнца, она начинала светиться.

Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru
Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru

Золотая баба в кинематографе

В 1985 году уральский писатель Сергей Плеханов в альманахе «Приключения-85» опубликовал историческую повесть «Золотая баба». Книга стала популярной в одночасье и в следующем году была экранизирована Свердловской киностудией. Режиссером выступил Виктор Кобзев, для которого фильм стал полноценным дебютом.

Фильм начинается с того, что в 1234 году вогулы (современные манси) собрали имеющиеся драгоценности и попросили местного кузнеца отлить им Золотую бабу (Калтась-эква). Затем повествование разом перескакивает на пол тысячелетия вперед. Губернатор Коврин (блистательный Альберт Филозов) «образованный человек, почти европеец» как он себя величает прознал о существовании золотой статуи. Тут же в его голове зародился коварный план по изъятию образа божества (для него просто золотого слитка) у вогулов. Для выполнения этой миссии он подрядил русского богатыря Нового времени – Ивана, взяв в услужение (фактически в заложники) его невесту Анну. Иван, по словам невзлюбившего его отца Анны, взбунтовал народ покинуть уральские заводы («горнозаводскую цивилизацию» по Алексею Иванову) и податься в старообрядческие скиты или к вольным вогулам.

Вогулы. 1234 год. Кадр из фильма «Золотая баба».
Вогулы. 1234 год. Кадр из фильма «Золотая баба».

Иван (подобно другому герою-вору Бильбо Бэггинсу) согласился украсть Золотую бабу и обменять ее на невесту («бабу в обмен на бабу» как скажет губернатор). После того как побратим отца Ивана – старик-вогул отказался указать доступ к священному месту, главный герой чудесным образом наткнулся в тайге на вогула Алпу, которого соплеменники привязали к муравейнику для медленной и мучительной казни. Иван спас Алпу (подобно тому как Сухов спас Саида) и они стали побратимами. Удачным образом для Ивана вогульский шаман насильно удерживает невесту Алпы – Пилай, поэтому побратим соглашается помочь.

Иван да Анна. Кадр из фильма «Золотая баба».
Иван да Анна. Кадр из фильма «Золотая баба».

Параллельно отец Анны стакнулся с Ковриным о браке последнего с его дочерью. Теперь им не нужен живой Иван и они послали по его следу матерого каторжника Жиляя. По пути герои, подобно Индиане Джонсу преодолевали многочисленные ловушки (самострелы, волчьи ямы и пр.). Заметно, что Кобзев был знаком не только с советской классикой (сталинское кинофэнтези, истерн «Белое солнце пустыни»), но и с голливудской продукцией: из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» были позаимствованы ловушки на пути (с таежной спецификой) и сама идея о том, что шаман скрыл статую богини и теперь на народ вогулов обрушились несчастья (зверь ушел, дети болеют и пр.). Впрочем, небольшой зазор между двумя фильмами (два года) и проницаемый, но все еще железный занавес могли препятствовать знакомству Кобзева с шедевром Спилберга и Лукаса, а совпадения абсолютно случайны.

Вогульский шаман Воюпта. Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru
Вогульский шаман Воюпта. Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru

Когда два друга: русский и вогул наконец добрались до святилища в районе озера Водяной царевны («русалка по-нашему» как разумно заметил Иван), им снова повезло, так как все готовились к Медвежьему празднику. Вогулы убили «хозяина тайги» и теперь должны были с помощью шамана в рогатой короне убедить его дух, что это сделали не они, а кто-то другой.

Во время арктической мистерии в масках и шкурах с употреблением мухоморного настоя, Иван, Алпа, Пилай и попутно спасенный Жиляй (он таки угодил в ловушку) проникли в тайное пещерное святилище шамана вогулов. Там они похитили Золотую бабу, похожую на буддистскую статую Гуаньинь, и поучаствовали в гонках на каноэ с людьми шамана, которые выявили недостачу богини.

Алпа и Пилай. Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru
Алпа и Пилай. Постер фильма «Золотая баба». Источник: kinopoisk.ru

В этот момент вогулы определённо похожи на индейцев из фильмов с Гойко Митичем. Сходство еще больше усиливает образ губернатора Коврина, визуально похожего на … британского колониального офицера. После того как Жиляй обманул Коврина, последний убил его из мушкетона, но и сам утонул в водах быстрой горной реки. Туда же следом отправилась и Золотая баба. Однако последние кадры дают надежду на возрождение благосостояния вогулов: люди снова несут свои украшения Алпе – потомку великих мастеров, который вновь отольет Золотую бабу.

Губернатор Коврин. Кадр из фильма «Золотая баба».
Губернатор Коврин. Кадр из фильма «Золотая баба».

Когда этот фильм только появился на советских экранах, он был очень популярным (я ходил смотреть его несколько раз). Да и сейчас этот приключенческий фильм смотрится очень неплохо: вогулы играют индейцев, русские с Урала ищут свободу и правду, а губернатор Коврин в прекрасном парике и европейской одежде – отличная иллюстрация теории «внутренней колонизации»: ведь он одинаково брезгливо относится к русским и вогулам, как британский офицер к индейцам и американским поселенцам до Войны за независимость.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх