На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Аркона - великое святилище древней Руси

Храм Святовида в Арконе. Худ. Всеволод Иванов.

«А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...»

А.С. Пушкин

Великий русский поэт А.С. Пушкин в своей знаменитой сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» описал беседу князя Гвидона с прибывшими погостить на чудный остров купцами, которые рассказали князю о своей успешной торговле, благодарили за радушный прием и угощение и, собираясь в путь, сказали, что путь их лежит «…прямо на восток, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»…

Эти прекрасные поэтические строки мы помним ещё с детских лет. В своё время никто из исследователей творчества русского гения и представить не мог, что многое из литературного наследия А.С. Пушкина окажется исторической правдой, и одна из них – это реальное существование острова Буяна или Руяна (нем. Рюген). На этом острове на южном побережье Венетского моря (совр. Балтийского моря) жил один из крупнейших древнерусских племенных союзов – руян или рориков. С родственными славянскими союзами руяне управляли крупнейшим в Европе государством Вагрия, столицей которого был город Аркона, который одновременно был религиозным центром западных (полабских) славян. В «Большой советской энциклопедии» имеется описание этого города: «Аркона (Arkona), город балтийских славян <…> расположен на острове Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря <…>. С Запада город окружен валом высотой в 10–13 метров. Аркона была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в Арконе описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920–х  гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части – жилища» [1].

Карта южного побережья Балтийского моря. Земли, показанные на карте, были частью славяно-русского государства Вагрия
Карта южного побережья Балтийского моря. Земли, показанные на карте, были частью славяно-русского государства Вагрия

Западно-славянское государство Вагрия и ее столица Аркона в первом тысячелетии нашей эры имели важнейшее геополитическое значение. На карте Европы, обнаруженной Конрадом Миллером (1844–1933) [2] в сочинениях блаженного Иеронима (+ 420), который в своё время копировал карты Евсевия Кесарийского (270–338), обозначены два главных города, две столицы, которые имеют важнейшее значение на мировой арене – ROMA(РИМ) и VAGRIAARKONA(Вагрия Аркона). Географические и топографические подписи на этой карте сделаны на латинском языке. Евсевий Кесарийский на карте также зарисовал герб-монограмму Арконы, которая изображена в виде «трёхзубчатой башни», в центральной части которой вписана монограмма на Русском языке – Аркона! Такой поступок «отца церковной истории» можно назвать знаковым. Он выразил не только своё, но и общеевропейское отношение к мощи славянского мира! Можно ещё привести мнение известного историка Иордана, который в «Гетике» в отношении славянского мира использует термин «nation», обозначающий широкую этническую общность, объединенную памятью об общем происхождении, в то время как к соседним народам (неславянским) употребляет термин «gens» [3].

Историки и хронисты более позднего времени также отмечали исключительный статус этой религиозной столицы западных славян на мировой арене: «…в древнеанглийском “Видсиде”, где в перечне владык, реальных и легендарных, наряду с римским императором (Cāsere weold Creacum ‘кесарь правил греками’упоминается правитель “островных ругов” Хаген (“Hagene weold Holmrygum”). К материальным следам власти этого западнославянского племени на Рюгене относятся крепости с находками эпохи Великого переселения народов – Замковая гора близ Ральсвика и Вердер [4]. Далее, Гельмольд Босауский [5] прямо говорит, что руяне [6] (раны, руны) “занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитейший храм” [7]. Хронист объясняет основания этого могущества, как с религиозно-культурной, так и с географической точки зрения:“Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего месторасположения” [8]. Славянские князья Рюгена стали вассалами Дании в 1168 г. (князья Мекленбурга и Поморья утратили независимость уже в первой половине XII в.). Руяне дольше других славянских племен Полабья и Поморья сохраняли собственную власть и этническую идентичность в зоне интенсивных германо-скандинавских контактов. Рюгенские князья чеканили свою монету (прим. с 1190–1200), но, в отличие от померанских правителей, начавших выпускать монеты за 30 лет до того, никогда не именовались герцогами и даже прямо называли себя королями. Легенда монеты Яромара I гласит: “+ IGAROMA REX + RWIANORVM” – ‘+ЯРОМА[Р] КОРОЛЬ + РУЯН’ (две такие монеты несут знак креста, одна – знак лилии) [9]. Основы княжеской власти на Рюгене были своеобразными: иногда могли править два брата вместе, иногда – отец и сын. Учитывая то, что первые документально известные князья Рюгена, Тетислав и Яромар, выступают именно как братский дуумвират, такое “соборно” оформление власти следует считать не признаком ослабления, но реликтом славянской древности и архаической рюгенской теократииВажным компонентом святилища (располагался на мысе полуострова Виттов; слав. *Svętovitovo ‘Святовитово’) была храмовая сокровищница; по свидетельствам хроник, в ней сосредоточился “золотой запас” Рюгена, а возможно, и соседних славянских племен. Роль святилища как символа власти на Южной Балтике подтверждается тем, что, по сообщению Саксона Грамматика, датский король Свен, будучи христианином, пожертвовал в сокровищницу золотой кубокОчевидно, это был Свен III Грате, в первой половине XII в. нуждавшийся в поддержке своей власти [10]. По данным археологии, Аркона не была постоянно обитаемым местом, славяне собирались туда на культовое празднество после сбора урожая. В ноябре неподалеку от Арконы устраивался сельдяной рынок [11], который, однако, не был крупным приморским центром дальней торговли. Скандинавский элемент в археологии Арконы не прослеживается.<…> Власть в Арконе принадлежала верховному жрецу. Авторитет жреца объединял под своей эгидой весь Рюген, поскольку именно жрец, а не князь, по сообщению Гельмольда, вел переговоры с князем ободритов Генрихом и торг о цене перемирия [12]. У Святовита было свое знамя и выступавшее под ним войско (“станица”). Развитое храмовое хозяйство Арконы включало в себя коневодство и медоварение (ср. отмечаемую археологами высокую долю овса в анализах пыльцы и топонимы Kontop, Medowe на полуострове Виттов)» [13].

По мнению современного исследователя истории западных славян Н.А. Ганиной, «Божество и князь объединены у поморян одним символом власти. Особое значение в этом свете приобретает история двух рогов для питья, принадлежавших померанскому герцогу Вартиславу V, наследнику поморских князей: в 1364 г. Вартислав своей рукой убил на охоте зубра и приказал оправить его огромные рога в серебро и золото. Один из рогов был пожалован церкви в Каммине, “дабы его сохраняли там, как святыню” [14], а другой остался в герцогском роду. Другим важным символом сакральной власти является станица (поморск. *stanica) – знамя, находившееся в деревянной храмовой крепости Святовита на Арконе. Сообщение Саксона об этом знамени буквально вклинивается в обстоятельное описание осады Арконы 14–15 июня 1168 г.: “Между тем горожане загородили ворота крепости, чтобы их труднее было взять, огромными глыбами, собранными в груду, к тому же скрепив их дерном, и получили от своих трудов такую уверенность, что защищали башню, которая находилась над воротами, лишь посредством знамен и знаков [signis tantum aquilisque]. Между коими величиной и цветом выделялась Станица [Stanitia], которая окружена таким поклонением народа руянского, что обладала величием почти всех богов. Ибо неся ее перед собой, имели они позволение посягать на человеческое и божеское имущество, и ничто из того, что было им угодно, не было недозволенным: могли они опустошать города, низвергать алтари, уравнивать закон и беззаконие, разором и огнем разрушать все жилища Рюгена, и таково было допущение суеверия, что власть малого знамени превосходила царскую власть знатных мужей. И наказуемые воздавали тому знаку почести, словно божественному оружию [gestamen – ноша, оружие, украшение], воздавая за службу ущербом, за беззаконие повиновением” (Саксон Грамматик [15]. “Деяния данов” [16]. XIV, 39). <…> Славянская станица изначально представляла собой мужской сакральный боевой союз. У рюгенских славян он был освящен культом Святовита. Из сообщения Саксона Грамматика явствует, что такой союз (отряд) был наделен исключительными полномочиями – правом ведения священной войны под особым знаменем. Каким был цвет рюгенской станицы? Саксон, бывший очевидцем событий или писавший со слов очевидцев, говорит, что знамя “выделялось цветом” (colore), из чего можно заключить, что оно было краснымИменно красным было знамя легендарной разбойницы Стины (<*Stana?), впоследствии действовавшей в Поморье, под Волином [17]. Ср. в связи с этим чьрленъ стягъ «Слова о полку Игореве» и красный боевой стяг Карла Великого. Помимо прагматики красного как опознавательного знака, это цвет войны и крови (в архаическую эпоху члены боевых союзов могли быть побратимами, по обряду смешавшими свою кровь). Важно отметить еще одно значение: красный – цвет огня. Яловцы (значки) воинских шлемов в “Сказании о Мамаевом побоище” сравниваются с “пламенем огненным”. В описании рюгенской станицы упоминается сожжение жилищ в ходе сакральной карательной вылазки. Временное упразднение профанных законов также подобно действию «очистительного огня». Потому в рюгенской станице следует видеть отражение индоевропейского культа священного огня, громовержца и боевой дружины. Наиболее полную генетическую параллель здесь представляет древнеиндийский Рудра (ср. др.-инд.रुधिर rudhirás – ‘красный’), образ-континуанта индоевропейского громовержца, отец марутов, богов бури, священной дружины верховного божества. Таким образом, согласно верованиям рюгенских славян, отраженным в хрониках, власть имела божественное происхождение и сущностно принадлежала божеству. Реликты автохтонной символики позволяют реконструировать два типа сакральной власти, равно возводимых к Святовиту, но соотносящихся как своего рода “десница” и “шуйца”: 1) мирная, “медовая” власть Святовита и князя (‘рог с медом’: ‘изобилие, плодородие, закон’); 2) боевая, “огненная” власть Святовитовой станицы (‘красный боевой стяг’: ‘гроза, разрушение, священное упразднение закона’)» [18].

Прошло много времени после разрушения Арконы. Во второй половине XX века в Германии стали изучать историю полабских славян. На земле Арконы стали регулярно проводиться раскопки. Из года в год немецкие археологи, исследующие мыс Святовида, находят множество уникальных артефактов, связанных с этим культовым местом. Однако, они до сих пор не смогли увидеть очевидного. Вся территория святилища испещрена сакральными надписями на русском языке! Достаточно посмотреть на современные фотографии, чтобы убедиться в этом.

Карта острова Руяна (Буяна) 1645 г. под названием: «Rugia Insula ac Ducatu». Blaeu
Карта острова Руяна (Буяна) 1645 г. под названием: «Rugia Insula ac Ducatu». Blaeu

Фото № 1. Общий вид мыса Арконы

Фото № 1. Общий вид мыса Арконы
Фото № 1. Общий вид мыса Арконы

На переднем плане фотографии видна территория святилища Святовида, в глубине – земляной вал, как его описал Саксон Грамматик. Очень хорошо сохранились надписи на скале и на земле святилища. Всю территорию охватывает большой дендроглиф – ЯР. Выше его на переднем склоне вала видна надпись МОСКВА.

Из летописных источников известно, что варяги назывались Русью. В «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) читаем: «…зваху тьи <тех> варязи-русь».[19] То, что народ русов назывался еще и народом Москвы – это поразительный факт, который мы читаем в сохранившихся надписях. На обрывистом берегу имеются множество надписей, выбитых в скальной породе берега и обрыва. Необходимо отметить, как умело и предельно осторожно наши предки наносили надписи, не повреждая природу, не нарушая окружающий ландшафт. На фотографию слева направо во всю высоту берега выбита надпись: ЯР АРКОНА; вверху, по кромке берега: СЕ АРКОНА, в нижней части скалы, в самом низу: РУСЬ. На правой стороне скалы: ЯР АРКОНА – ХРАМ ЯРА. В глубине фотографии, за маяком, на поле видна крупная надпись: МИР РУСИ.

Фото № 2
Фото № 2
Фото № 3
Фото № 3

На фото № 3 на правой стороне скалистого берега виден огромный лик ЯРА, а на выступающем в море мысе, находиться изображение орнитоморфного лика СОКОЛА. Все пространство святилища объединяет надпись – ЯР.

Фото № 4
Фото № 4

На фото № 4 на правой стороне скалы под левым глазом ЯРА находится изображение МАРЫ в виде царицы. Мара богато одета, на голове праздничный кокошник, на груди – множество различных украшений: ожерелий, бус, монист. Перед её лицом находится соответствующая надпись: Мара. На фронтальной части земляного вала виден крупный дендроглиф: Москва. На верхней части земляного вала идет непрерывная надпись: Русь.

Обнаруженные на мысе Арконы уникальные надписи ещё раз свидетельствуют о достоинстве таких источников как ПВЛ и «Синопсис» святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651 – 1709). Во всех списках ПВЛ отмечено, что варяги были Русью, т.е. Русичами. В свою очередь святитель Димитрий привёл древнерусские и европейские летописные источники, где сохранились сведения о происхождении русского народа от младшего сына Иафета – Мосока [20]. Всем потомкам Мосока, – пишет святитель Димитрий, – был усвоен этноним Москва [21]. Благодаря чудом сохранившейся надписи на острове Руяне можно утверждать, что руяне, а, возможно, все полабские славяне и русичи, жившие на территории центральной Руси, были потомками Мосока, то есть кровными братьями.

Фото № 5
Фото № 5

Передний угол, выступающего в море скального берега, древними мастерами оформлен в виде зооморфного лики бога Рода – Льва. На левой стороне мыса в надпись Аркона вставлена надпись Род, поясняющая, кто изображен на выступе берега.

Сохранилось описание древнего святилища Святовида, сделанное Саксоном Грамматиком (ок. 1140 – ок. 1216) в «Деяниях данов», в котором подробно описано устройство святилища, города и некоторых обычаев руян, живших в Арконе: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой, с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения: внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок. В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две – со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок. Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так скрыто в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. Ноги касались земли, а их основы скрывались в грунте. Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали. Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова собиралась перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. Его жрец, вопреки отеческому обычаю отличавшийся длинной бородой и волосами, накануне дня, когда надлежало священнодействовать, малое святилище – куда только ему можно было входить – обычно с помощью метлы тщательно убирал, следя, чтобы в помещении не было человеческого дыхания. Всякий раз, когда требовалось вдохнуть или выдохнуть, он отправлялся к выходу, дабы присутствие бога не осквернялось дыханием смертного. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния. Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая. Затем от имени бога поздравлял присутствовавшую толпу, долго призывал ее к почитанию этого бога и усердному исполнению жертвенных обрядов и обещал вернейшее вознаграждение за поклонение и победу на суше и море. Окончив же это, они сами жертвенные яства обращали в пиршественную снедь, заставляя посвященные божеству жертвы служить своей невоздержанности. На этом пиру попирать умеренность считалось благочестием, воздерживаться же – нечестием. В дар этому изваянию приносилась ежегодно одна монета с каждого мужчины или женщины. Ему также отдавалась треть добычи, соответственно так же выделялась и обосновывалась доля для его защиты. Этот бог имел триста коней и столько же воевавших на них всадников; все богатство, добытое ими оружием или хитростью, отдавалось на попечение жреца. Из этой добычи он создавал всякого рода инсигнии и храмовые украшения и их велел хранить за тайными запорами, где, кроме обилия денег, было собрано много пурпурных тканей, дырявых от времени. Здесь же видно было огромное количество общественных и частных приношений, собранных благодаря щедрости почитателей и дарам просителей. Кроме того, он имел особого коня белой масти, у которого вырвать волосок из гривы или хвоста считалось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Святовит– таково было имя изваяния – воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался, покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей. Затем описываются способы гадания. Первый использует белого коня Святовита: Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад. Другой способ гадания использовал «Три деревянные дощечки, с одной стороны белые, с другой – черные, бросались в качестве жребия в яму; белое означало удачу, черное – неудачу». Третий – гадание на чет-нечет: И женщины были не чужды таких знаний. Сидя на месте, они случайно, без расчета, чертили линии в золе. Если число их оказывалось четным, гадание считали счастливым, если нечетным – то неудачным».[22]

В 1168 г. Аркона была разрушена датчанами при короле Вальдемаре I, победившем руянского князя Яромира. В 1185 г., при возведении церкви в Альтенкирхене, на полуострове Виттов, использовались камни из Яромарсбурга. В Альтенкирхене до сих пор имеется «камень Свантевита» (Svantevitstein).

Необходимо сказать о том, почему почитание Святовида в Арконе, да вообще в среде древних славян и русов, было связано с белым конём, который выступал не только в качестве храмового культового животного, но и являлся провозвестником воли бога, то есть его оракулом! Прямая взаимосвязь Святовида и его светоносного коня очевидна. Если бог является солнцем, то свои лучи распространяет, по представлению древних людей, с такой быстротой, как может скакать только конь. Конь, или даже одна конская голова как олицетворение скорости, с которою распространяются лучи света, уже в Ведах служили первоначальной зооморфической формой утреннего или весеннего солнца. «Конь с солнцем во лбу, очевидно, есть олицетворение бога солнца. [23].

Ввиду столь важного, повсеместно распространенного образа коня в мифологии, можно заключить, что слово Hors или Hros, тем более сопоставленное с Марсом (Horse Marte), действительно означало КОНЬ, то сопоставление его с Дажьбогом, – Хоре Дажьбог – вполне соответствующее древнеумбрийскому «Horse Marte», окончательно разъяснило бы смысл киевского божества. Хорс-Дажьбог = Конь – Д а ж ь б о г.

«О солнечной природе Хорса, несомненно, свидетельствует и следующее обстоятельство: в извлеченном И.И. Срезневским (1812—1880) отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне; между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, заменено именем Хрьс. Слово hors (hros) в английском и ныне означает «конь» (Horse), в немецком языке получило форму Ross, с тем же значением. В Германии, а также во многих местах, заселенных в старину славянами, встречается много географических названий, произведенных от этого слова, в форме Ros(ss, š) и Rus(ss, š), причем следует обратить предпочтительно внимание на названия, пишущиеся через одно s и, разумеется, не имеющие ничего общего с позднейшим германским нарицательным Ross. Нет возможности привести здесь массу этих названий, тем более, что многие из них могут происходить и от других слов, например, от «роса» – слова, имеющего на всех славянских языках то же значение, что и в русском. Укажем только некоторые, показывающие наиболее вероятное происхождение от Hors, Hros, без начального h, напр.: Rusdorf в Алыпенбурге, Rosdorf в Ганновере и Мейнингене. Известно, что в древние времена многие роды, поколения и даже народы охотно производили себя от богов, иногда даже называли себя по имени того или другого наиболее чествуемого ими бога или боготворимого предмета, таковы, например, гирпины, пиценты, марсы (от Hirpus, Picus, Mars) в древней Италии, герминоны и гермундуры (от Hermes) в древней Германии, славянские народы: вильцы (хорутане?), враны, велеты (от волка [хорта?], ворона, Велеса) на Балтийском поморье; в «Слове о полку Игореве» русская рать называется «Дажьбожьим внуком» [24].

В свете вышесказанного выявляется прямая связь между почитанием бога – света и его провозвестника и существование этнонима русского народа. На санскрите रुशन्त्/ruśant/ значит ‘светлый’, ‘чистый’, ‘ясный’. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР, академик РАН О.Н. Трубачёв (1930 – 2002) производил этимологию корня рус/рос от ‘белый’, ‘светлый’. Существует этимологическая параллель слова-корнярус со словом венеты, происходящее от имени легендарного героя древности Энея или Венея [25], который является праотцом многих славянских народов. Корень вен=эн происходит от санскритского –eni, что значит ‘блестящий’, ‘сверкающий’. Этноним словене присходит от двух слов: сло-вене, где сло – ‘слыть’ = быть и вене – ‘блестящий, чистый, сверкающий’.

Выстраивается такая лексическая цепочка: коло – солнце – свет – вене – сиять – сверкатьОдин из этнонимов древних русичей сколоты – соколовяне, также состоит из двух корней: со-коло-вене соединенные солнцем в его свете.

Академик РАО В.С. Леднёв (1932 – 2004) в книге «Венеты. Славяне. Русь» объясняет значение слова-корня рус следующим образом: «…названия русъ, русы и другие родственные им составляют особую группу слов, имеющих в своей основе, корень рус/рос. На основе этого корня сложилась большая группа близкородственных производных этнонимов, имеющих диалектно-территориальные различия: русы, русъ, росъ, росы, русичи, русняки, русские, россияне, руги, рушены, русины, расена (русы, гетруски), Русъ, Белая Русъ, Червонная Русъ (Галиция), Россия, Порусъе (Пруссия). Наряду с производными словами имели распространение и слова арии и аратаi, синонимичные корню -рус. Начнём с краткого обращения к типологической стороне вопроса. С этой точки зрения слово рус представляет собой не только корень в обычном лингвистическом понимании базового инварианта, использовавшегося в процессе словообразования. Это и корень, и слово, то есть коренное слово. Оно имеет смысл и может использоваться без приставок, суффиксов и окончаний: рус – этноним, означающий русский. В то же время это и корень обширной группы слов» [26].

«Очаги русской цивилизации, судя по выявленным к настоящему времени этнонимам и гидронимам, разбросаны на карте древней и средневековой Европы в большом количестве. Имеются они и в Азии. Отметим наиболее известные из них. В I тыс. до н.э. высокоразвитыми и наиболее яркими в Европе были апеннинские русы, известные высоким уровнем своей культуры. На Апеннинском полуострове в то время сформировались три древнерусских государственных образования:

1. в южной части полуострова;

2. в средней;

3. в северной.

Наиболее кратким было существование южноапеннинских русов. Следует отметить, что длительное проживание русов на Апеннинском полуострове отражено в его топонимах и гидронимах. Более того, оно закрепилось в латыни: «Rosea (Rosia), ае, f. – страна в сабинской земле, н. le Roscie, отс. Roseus, а, um, adj., Rosea». Иначе говоря, страна русов в южной части Апеннинского полуострова именовалась Росией (Росеей). Обращает на себя внимание полное созвучие названий Апеннинской России первого тысячелетия до н.э. и современного названия нашей страны. В центральной части Апеннинского полуострова в течение всего I тыс. до н.э. существовала едва ли не самая яркая цивилизация того времени. В литературе последних веков эту цивилизацию обычно именуют на латинский манер этрусской, страну – Этрурией, а народ – этрусками. Это иноязычные искажённые названия. Самоназвания были иными. Корень – рус звучит и в названии территории (Hetrurfa –Хетрурия), и в самоназвании народа Хетрурии – русы, русь и даже в его иноязычных названиях, например, hetruscus, или rasena (лат.)Кроме того, показательно, что один из двенадцати городов-государств. До второго тысячелетия н.э. дожили русские племена в Пруссии – Балтийском Порусье

4. В центральной части средневековой Европы, согласно многим источникам, – на территории Южной Австрии и Норика, находилось королевство русов, которое немцы называли Ругиланд. Возможно, эту территорию первые русские летописи рассматривали в качестве прародины полян и ряда других русских племён» [27].

Согласно рассказу чешского историка Вацлава Гайка (ум. 1553), Карл IV «приказал мужам, сведущим в латинских и чешских хрониках, старательно изучить и выяснить из них, отчего чехи стали называться богемцами». Это поручение выполнил известный итальянский путешественник епископ Джованни Мариньола (ум. 1389): «Тот, как муж учёный, много книг имеющий, стал это со всем вниманием изыскивать, но ничего другого найти не мог, кроме того, что от Гелиоса пошли словаки*, а от словаков – чехи, а словаки от слова или иного какого-либо света могли быть поименованы»**. Д. Мариньола фактически докопался до истины. <…> Этноним венет, означает ‘белый’, ‘светлый’. Этноним славяне, происходящий от этнонима венеты, и содержащий последний в своём составе в качестве корневой основы, имеет тот же смысл» [28].

Александр Сергеевич Фаминцын (1841 – 1896) о происхождении этномима Русь, русич, русский пишет следующее: «…Хорс-Дажьбог значит ‘Конь-Дажьбог’ и что название это перешло в Киев вследствие заимствования его Владимиром от балтийских славян; представим себе, что варяги, более чем за сто лет до Владимира призванные в Новгород, принесли с собою сознание высокого своего происхождения от бога солнца; в таком случае они естественно могли бы называть себя по богу солнца, Хорсу, именем Hors или Hros, или же в видоизмененной, свойственной как славянам, так и германцам форме этого имени: Ros или Rus, т. е. росами или русами, русью, что соответствовало бы названию «Дажьбожий внук». Должно заметить, что в Скандинавии (откуда привыкли производить варяго-русов норманнов) в географических названиях форма Ros почти не встречается, напротив того, мы очень часто находим ее в названиях местностей славяно-германских, в том числе и на Балтийском поморье, где прежде жили славяне. Так, например, в нынешнем герцогстве Мекленбургеком, возникшем на месте прежних поселений бодричей, встречаем в разных местах названия: Rosenow (в актах XIII в.: Rosenowe, Rosenow), именно в округах, носящих мифические названия:

1. Гадебушском (Gadebusch = «Божья роща»),

2. Штернбергском (Stemberg = «Звездная гора») и

3. Ставенгагенском; KirchRosin и Muhlen-Rosin (в акт. XIII в.: VersusRessin, VillaResin, ср. Hersin в Семиградии, Horsin в Богемии, Herszina в Хорватии) в Гюстровском округе; Rossewitz (в актах XIV в.: Rossewitze, ср. Horsehowitz в Богемии) там же; Rossow (в акт. XIV в.: Rossouw, Rossowe, ср. Орсова или Оршова (Стар. и Нов.) в бывшей Военной Границе):

1. в Плаунском и

2. в Стрелицкомокругах; Russow (в акт. XIV в.: Rossow, Russowe, ср. опять Хърсово, Орсова) в Буковском округе.

Замечательно еще, что в герцогстве Мекленбургеком, т.е. в стране, где жили бодричи, изобилующей, как видно, названиями местностей, производными от Ros и Rus, неизвестно названий, произведенных от имени Hors или Hros, в этом первоначальном его виде, вследствие чего можно сделать предположение, что здесь имя это очень рано стало выговариваться Ros или Rus. К западу же, в Шлезвиге и Голштинии, а также далее на юге, именно на широкой полосе, начиная от герцогства Мекленбургского вплоть до Адриатического моря и потом на восток, по течению Дуная, как видно из вышеприведенных многочисленных географических названий, оно сохранилось до сих пор как в форме Ros и Rus, так и преимущественно в форме Hors, Hors, Hers, Hirs, хърс, орс (орш).<…> И в Германии «конь» – Ross в географических названиях – сближается с солнцем, так, например, на горе Rossberg (в Шварцвальдских Альпах) высшая точка называется Rossfeld, а на краю последней – скала носит название Sonnenfels (Hoffmann. Enc. d. Erdk. 2151)» [29].

Эмблемой бога Солнца повсеместно, где проживали славяне, служил белый конь. В Ведах описываются светоносные кони Индры (hari – огненно-цветный); hari-vant, эпитет Индры – снабженный конями.

Почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. С.А. Гедеонов (1816–1878),[30], доказывая вендское происхождение варяго-русов, между прочим, обращает внимание на то, что в старину многие славянские вожди и князья, подобно целым народам, назывались именами животных (вероятно, при таких наименованиях имелось в виду мифологическое значение этих зверей), напр., брат Рогволода назывался Тур, в Ипатьевской летописи под 1208 г. упоминается Петр Туpович. Другие славянские вожди называются Волками, имя Сокол встречается между чешскими дворянскими родами, также Дятел (Dietelde Schalitz) и т. п. Точно так же и имя Рюрик или Rerik значит Сокол.Достойно внимания, что бодричи, называвшие местности свои по имени Ros или Rus (a не Hors или Hros), сами, по свидетельствам Адама Бременского и Саксона, носили прозвище: Pерик и (Reregi) или СоколыЕсли призванный в Новгород варяжский князь действительно был князь бодричский, то ему более всего приличествовало называться прозвищем своего народа « Сокол» Рерик или Рюрик, и если он считал род или народ свой происходящим от солнца – Хорса, то, ввиду вышеизложенного, опять самым естественным родовым наименованием должно было быть Ros или Rus» [31]

Академик Борис Александрович Рыбаков (1908 – 2001) дополнительно раскрыл лингвистическое соответствие таких слов, как хорс и коло. В русском языке: «хоровод» – круговое движение, «хорошуль» – круглый ритуальный пирог-курник, «хоромы» – круговая застройка (древний смысл); в болгарском: «хоро» – круговой танец. Сибилянтным лингвистическим соответствием «хору» является слово «коло», обозначающее ‘круг’, ‘колесо’, ‘круговой танец’, ‘кружок единомышленников’, ‘мирскую сходку’, ‘обод’, ‘обруч’ и т. п. В этот семантический ряд, не нарушая закона замены согласных к, х, с, ш (сук, сухой, сушить, «на сусе древе»), вписывается и солнце (сълньце, слъньце). В скифское время у приднепровских праславян-земледельцев существовали, по-видимому, обе формы обозначения солнца: производная от «хоро» (Хорс) и от «коло» (сколотский царь Колаксай, Солнце-Царь). Хорс («круглый») – божество солнца как светилаВ «Слове о полку Игореве» назван «Великим Хорсом». <…>«Дажьбожим внуком», т. е. «внуком Солнца», назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н. э. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о «внуках Солнца» является раздел русских богатырских сказок «Три царства» или «Золотое царство» [32].

Восприятие единого небесного бога – подателя жизни, света, тепла всегда ассоциировалось у древних славян с небесным дневным светилом. Поэтому имена таких славянских богов таких, как: Святовит-Руевит-Поревит-Триглав-Хорс-Коловрат-Даждьбог-Сварог-Сварожич-Радегаст-Купала-Дий-Дый-Див-Яр-Ярило имеют свое начало в архаическом божестве – Роде, который несет в себе не только светоносную силу, но является Родителем всех людей и творцом всей вселенной. Оформился принципиально новый, вытекающий из мировоззрения земледельцев, культ бога Вселенной – РодаВ древнерусском религиозном мировосприятии Род непосредственно ассоциируется с Пресвятой Троицей, как единого Бога Вседержителя и Создателя всего видимого и невидимого мира. Это видно «из ранних переводов, где книга Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «РОДЬСТВО», а Бог – творец – «РОДОДЕЛАТЕЛЬ» [33].

Исследования русских ученых показывают национальное, культурное и религиозное единство древних славян и руссов, имеющих в своем пантеоне единого бога СВЕТА-СОЛНЦА (под разными именами). На протяжении длительного исторического времени славяне, проживая на разных континентах, сохранили свою веру и свою сопричастность с единым богом, желание жить с Ним и служить Ему Верой и Правдой.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх