На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Три фильма, по которым можно изучать историю России

В современном мире существует устойчивая мода на историческое кино. Его снимают к юбилеям каких-нибудь событий, к выходам знаковых книг, наконец, просто для того, чтобы заработать. Правда, далеко не всегда режиссёры и продюсеры считают нужным принимать во внимание точку зрения историков. Так и появляются шедевры, вроде «Исход: цари и боги», где пленные евреи строят египтянам пирамиды. Впрочем, есть и удачные образцы, по которым действительно можно изучать историю.

«Ермак» - светлое пятно в постперестроечном безвременье

1990-е для российской культуры вообще и кинематографа в частности стали временем почти беспросветным. Даже лучшим из режиссёров и артистов приходилось периодически браться за безнадёжную халтуру, лишь бы заработать деньги, ведь подпитка от государства в отрасль больше не приходила. Тем удивительнее на этом фоне выглядит пятисерийный фильм о покорителях Сибири и их атамане.

Кадр из минисериала "Ермак"
Кадр из минисериала "Ермак"

«Ермака» снимали ещё по советским канонам – с целым штатом исторических консультантов, которые ели свой хлеб не зря. В результате фильму удалось избежать не только откровенных хронологических ляпов в духе первой сцены «Легенды о Коловрате», где авторы зачем-то упоминают, что богатырь родился в год битвы на Калке, хотя в этом случае к моменту монголо-татарского нашествия ему должно быть 14 лет.

В «Ермаке» исторично многое: костюмы, виды и даже речь героев, например, в сцене совета, который собирает хан Кучум. О том, насколько игра актёров соответствует реальным персонажам, говорить некорректно, поскольку достоверных свидетельств, конечно, уже не существует. Однако Джигурда-Кольцо и Степанов-Ермак выглядят максимально похожими на сложившиеся в истории образы.

«Юность Петра» и «Начало славных дел» - эпичный рассказ об эпичном времени

Эти два фильма часто противопоставляют «России молодой», причём работы Сергея Герасимова упрекают в том, что они вышли далёкими от зрителей. В сериале «Россия молодая» Ильи Гурина героев принимаешь как своих приятелей и переживаешь за их судьбу так, будто наблюдаешь за соседями или дальними родственниками.

Две картины Герасимова смотришь именно со стороны, держа в уме, что это твоя история. Кроме того, они рассчитаны на людей с приличным багажом знаний. Многие персонажи появляются в фильме слишком эпизодически, чтобы раскрывать всю их историю, но умному зрителю всё понятно даже по намёкам.

Кадр из фильма "Начало славных дел"
Кадр из фильма "Начало славных дел"

Почему князь Голицын может надеть европейское платье дома, но не делает этого на людях? Почему Софья изначально враждебна Петру, хотя ему очень благоволил её брат Фёдор? Ответы на эти вопросы не требуются, поскольку они были очевидны подготовленному зрителю. Вместо того, чтобы разжёвывать детали, режиссёр предпочитает развернуть максимально широкую, эпическую картину, где, жертвуя психологизмом, чётко расставляет всех персонажей по местам.

«Тайны дворцовых переворотов» - вторая четверть XVIII века в лицах

Светлане Дружининой в своём сериале удалось совместить два предыдущих подхода. «Тайны дворцовых переворотов», конечно, тоже лучше смотреть, имея представление о том, что происходило в России после смерти Петра I и кто являлся главными действующими лицами этого периода.

Однако учебник истории просто на семи страницах вываливает на тринадцатилетнего школьника целую пачку имён, дат и событий. А получившийся сериал помогает структурировать эту информацию и получить представление не только о последовательности правителей, но и о личностях, а главное мотивах, которые двигали всеми основными действующими лицами, начиная с Меншикова и заканчивая Бироном.

Кадр из фильма "Тайны дворцовых переворотов"
Кадр из фильма "Тайны дворцовых переворотов"

Несомненный плюс картины – шикарный актёрский ансамбль, который убедительно передаёт все заложенные в сюжеты тонкости. Достоинством является и достоверность быта, костюмов, интерьеров. Есть даже что-то вроде краткого ликбеза для несведущих зрителей в духе знаменитой «информации к размышлению» из «Семнадцати мгновений весны».

Кадр из фильма "Тайны дворцовых переворотов"
Кадр из фильма "Тайны дворцовых переворотов"

Минус – периодическая несогласованность (в первую очередь, хронологическая) между отдельными эпизодами. Впрочем, обычно это касается не самых существенных деталей, которые, хоть и видны специалистам, для обывателя пройдут незамеченными. А канву событий сериал, снятый уже в XXI веке, запомнить поможет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх